logo

Tuesday 21st of August 2018

Главное меню

Авторизация




Рабочая программа по истории (10-11) Печать

Краснодарский край Успенский район село Марьино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По истории

Уровень образования (класс) среднее полное образование, 10 - 11

Количество часов – 136

Учителя Лукьянченко Светлана Васильевна, Палатова Ольга Константиновна

Программа разработана в соответствии и на основе примерной программы по истории среднего (полного) образования (базовый уровень) Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004  №1089, Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 № 1089)

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «История» за 10 -11 класс  разработана на основе примерной программы Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089, Приказа министерства и образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

§ воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

§ развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

§ освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

§ овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

§ формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

§ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

§ понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643).

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;

- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;

- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии рабочей программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МБОУСОШ № 12 с.  Марьино муниципального образования Успенский район на изучение учебного предмета «История» в 10 классе отводится – 68 часов (2 часа в неделю), в 11  классе – 68 часов (2 часа в неделю), всего – 136 часов.

4. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

10 класс – 68 час.

ТЕМА 1. История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний - 2 час.

(Введено Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)

1

1

История в системе гуманитарных наук. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

2

2

Основные концепции исторического развития человечества.

ТЕМА 2. Древнейшая история человечества – 5 час.

3

1

Особенности становления и развития российской цивилизации.

4

2

Роль и место России в мировом развитии

5

3

Современные концепции происхождения человечества.

6

4

Неолитическая революция

7

5

Архаические цивилизации.

ТЕМА 3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья. – 9 час

8

1

Цивилизации Древнего Востока.

9

2

Античные цивилизации Средиземноморья

10

3

Философское наследие Древней Греции и Рима.

11

4

Становление идудео – христианской духовной традиции

12

5

Возникновение исламской цивилизации.

13

6

Исламская  духовная культура и философская мысль в Средневековье.

14

7

Христианская средневековая цивилизация в Европе.

15

8

Становление и развитие сословно-корпоративного строя

16

9

Традиционное общество на Западе и Востоке, особенности развития.

ТЕМА 5. Народы и древнейшие государства на территории России. – 6 час.

17

1

Начало династии Рюриковичей

18

2

Природно – климатические факторы и особенности освоение территории.

19

3

Восточнославянские племена и их соседи.

20

4

Занятия, общественный строй восточный славян

21

5

Верования восточных славян

22

6

Усиление роли вождей

ТЕМА 6. Русь в IX- начале XII вв. – 4 час.

22

1

Возникновение Древнерусского государства

23

2

Начало династии Рюриковичей на Руси.

24

3

Князья и их дружины

25

4

Христианская культура и языческие традиции Руси

26

5

Культура Древней Руси как один из факторов образования народности

Тема 7. Новое время: эпоха модернизации – 11 час.

27

1

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

28

2

Великие географические открытия и начало европейской экспансии

29

3

Торговый и мануфактурный капитализм.

30

4

Новации в образе жизни, характере мышления

31

5

От сословно – представительных монархий к абсолютизму

32

6

Буржуазные революции XVIIXIX вв.

33

7

Технический прогресс в Новое время.

34

8

Буржуазия и пролетариат

35

9

Мировосприятие человека индустриального общества

36

10

Культурное наследие Нового времени

ТЕМА 8. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. – 10 час.

37

1

Эволюция системы Древнерусского государства

38

2

Причины распада Древнерусского государства.

39

3

Нашествие на Русь

40

4

Борьба с крестоносной агрессией. Экспансия с Запада.

41

5

Начало возрождения Руси.

42

6

Восстановление экономики русских земель.

43

7

Борьба за политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси

44

8

Великое княжество Московское в системе международных отношений.

45

9

Культурное развитие русских земель.  Москва как центр развития культуры.

46

10

Завершение объединения русских земель и образования Российского государства

ТЕМА 9. Российское государство во второй половине XV- XVII вв. – 10 час.

47

1

Установление царской власти

48

2

Опричнина.

49

3

Учреждение патриаршества.

50

4

Причины и характер Смуты.

51

5

Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швецией

52

6

Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия.

53

7

Юридическое оформление крепостного права.

54

8

Культура народов Российского государства во второй половине XVXVII вв.

55

9

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры

56

10

Формирование национального самосознания.

ТЕМА 10.Россия в XVIII – середине XIX вв. – 8 час.

57

1

Петровские преобразования.

58

2

Просвещенный абсолютизм

59

3

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX века.

60

4

Оформление российской консервативной идеологии

61

5

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX вв.

62

6

Начало промышленного переворота

63

7

Превращение России в мировую державу.

64

8

Отечественная война 1812 г.

65

9

Культура народов России и ее связи с европейской мировой культурой

66

10

Система народного образования и ее создание

Повторительно – обобщающие уроки – 2 час.

67

1

Всеобщая история

68

2

Киевская Русь. Московская Русь.

11 класс – 68 час:

ТЕМА 1. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. – 17 час.

1

1

Основные направления научно-технического прогресса.

2

2

Монополистический капитализм и противоречия его развития.

3

3

Изменение социальной структуры индустриального общества.

4

4

Кризис классических идеологий на рубеже XIX- XX вв.

5

5

Формирование социально-правового государства.

6

6

Общественное движение в первой половине ХХ в.

7

7

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.

8

8

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени.

9

9

Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм.

10

10

Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов.

11

11

Формирование и развитие мировой системы социализма. Попытки демократизации социалистического строя.

12

12

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

13

13

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX-  середине XX вв.

14

14

Мировые войны в истории человечества: причины и последствия.

15

15

Складывание международно-правовой системы. Лига Наций и ООН

16

16

Духовная культура в период Новейшей истории.

17

17

Повторение по теме: «Мир в первой половине ХХ века»

ТЕМА 2. Россия во второй половине XIX – начале XX вв. - 7 час.

18

1

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х-1870-х гг.

19

2

Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

20

3

Утверждение капиталистической модели экономического развития.

21

4

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIXXX веков.

22

5

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

23

6

Внешняя политика России на рубеже XIXXX веков.

24

7

Духовная жизнь российского общества на рубеже XIXXX веков.

ТЕМА 3. Революция 1917 г. и Гражданская война в России. - 4 час.

25

1

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.

26

2

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти.

27

3

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы участники.

28

4

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны.

ТЕМА 4. Советское общество в 1922-1941 гг. - 5 час.

29

1

Образование СССР. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.

30

2

Индустриализация. Коллективизация.

31

3

Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.

32

4

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х-1930-х гг.

33

5

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами.

ТЕМА 5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. - 7 час.

34

1

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война.

35

2

Причины неудач на начальном этапе войны.

36

3

Военно-стратегическое и международное значение победы Красной армии под Москвой.

37

4

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе.

38

5

Мобилизация страны на войну. Партизанское движение и его вклад в Победу.

39

6

СССР в  антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

40

7

Обобщающее повторение по теме: «СССР в период Великой Отечественной войны»

ТЕМА 6. СССР в первые послевоенные десятилетия. - 5 час.

41

1

Социально-экономическое положение СССР после войны.

42

2

Борьба за власть в высшем руководстве после смерти И.В.Сталина.

43

3

Экономические реформы 1950-х – начала 1960 –х. гг., реорганизация органов власти и управления.

44

4

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений.

45

5

Духовная жизнь в послевоенные годы.

ТЕМА 7. СССР в середине 1960-х-начале 1980-х гг.  - 3 час.

46

1

Экономическое развитие.

47

2

Политическое развитие и внешняя политика СССР.

48

3

Советская культура середины 1960-х-начала 1980 –х гг.

ТЕМА 8. Советское общество в 1985-1991 гг.  - 4 час.

49

1

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.

50

2

Политика «гласности». Демократизация общественной жизни.

52

3

Подъем национальных движений в союзных республиках. Причины распада СССР.

53

4

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия.

ТЕМА 9. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. - 8 час.

54

1

Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества.

55

2

Глобализация общественного развития на рубеже XX- XXI вв.

56

3

Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.

57

4

Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка.

58

5

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX- XXIвв.

59

6

Антиглобализм.

60

7

Религия и церковь в современной общественной жизни.

61

8

Повторение по теме: «Мир во второй половине ХХ – начала XXIвв.»

ТЕМА 10. Российская Федерация(1991-2003 гг.) - 7 час.

(Введено Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)

62

1

Становление новой российской государственности. Принятие Конституции 1993 г.

63

2

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Значение изучения истории.

64

3

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.

65

4

Опасность фальсификации прошлого России в

современных условиях. Президентские выборы 2000 г. курс на укрепление государственности, экономический подъем.

66

5

Участие России в формировании современной международно-правовой системы.

67

6

Россия в 2003-2010 гг. Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований.

68

7

Россия и вызовы глобализации. Россия и мир. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны. Проблема борьбы с международным терроризмом.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

10 класс:

Разделы, темы

Содержание курса

ТЕМА 1. История как наука- 2 час.

История в системе гуманитарных наук. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации[1]. Раскрыть проблему достоверности и фальсификации исторических знаний. (Введено Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)

Основные концепции исторического развития человечества.

ТЕМА 2. Древнейшая история человечества – 5 час.

Особенности становления и развития российской цивилизации.

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Роль и место России в мировом развитии

Современные концепции происхождения человечества.

Неолитическая революция

Архаические цивилизации.

ТЕМА 3. Цивилизации Древнего мира и Средневековья. – 9 час

Цивилизации Древнего Востока.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.

Античные цивилизации Средиземноморья

Философское наследие Древней Греции и Рима.

Становление идудео – христианской духовной традиции

Возникновение исламской цивилизации.

Исламская  духовная культура и философская мысль в Средневековье.

Христианская средневековая цивилизация в Европе.

Становление и развитие сословно-корпоративного строя

Традиционное общество на Западе и Востоке, особенности развития.

ТЕМА 4. Народы и древнейшие государства на территории России. – 5 час.

Начало династии Рюриковичей

Начало династии Рюриковичей. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Природно – климатические факторы и особенности освоение территории. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племена и их соседи. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Верования восточных славян.Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Природно – климатические факторы и особенности освоение территории.

Восточнославянские племена и их соседи.

Занятия, общественный строй восточный славян

Верования восточных славян

Усиление роли вождей

ТЕМА 5. Народы и древнейшие государства на территории России. – 4 час.

Начало династии Рюриковичей на Руси

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Начало династии Рюриковичей на Руси. Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Князья и их дружины

Христианская культура и языческие традиции Руси

Культура Древней Руси как один из факторов образования народности

ТЕМА 6. Русь в IX- начале XII вв. – 6 час.

Происхождение государственности у восточных славян. Возникновение Древнерусского государства.

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Дань и подданство. Князья и их дружины. Внешняя политика Древнерусского государства. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Христианство на Руси. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Развитие норм права. Категории населения. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Повторение по теме «Древнерусское государство»

Дань и подданство. Князья и их дружины. Внешняя политика Древнерусского государства.

Внешняя политика Древнерусского государства.

Христианство на Руси.

Развитие норм права. Категории населения.

Повторение по теме: «Древнерусское государство»

Тема 7. Новое время: эпоха модернизации – 10 час.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии

Великие географические открытия и начало европейской экспансии

Торговый и мануфактурный капитализм.

Новации в образе жизни, характере мышления

От сословно – представительных монархий к абсолютизму

Буржуазные революции XVIIXIX вв.

Технический прогресс в Новое время.

Буржуазия и пролетариат

Мировосприятие человека индустриального общества

Культурное наследие Нового времени

ТЕМА 8. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. – 9 час.

Причины распада Древнерусского государства.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва - третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Нашествие на Русь

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

Начало возрождения Руси.

Восстановление экономики русских земель.

Борьба за политическую гегемонию в Северо – Восточной Руси

Великое княжество Московское в системе международных отношений.

Культурное развитие русских земель.  Москва как центр развития культуры.

Завершение объединения русских земель и образования Российского государства

ТЕМА 9. Российское государство во второй половине XV- XVII вв. – 9 час.

Установление царской власти

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально- экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Опричнина.

Учреждение патриаршества.

Причины и характер Смуты.

Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швецией

Земский собор 1613 года и восстановление самодержавия.

Внешняя политика России в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права.

Культура народов Российского государства во второй половине XVXVII вв.

ТЕМА 10.Россия в XVIII – середине XIX вв. – 10 час.

Петровские преобразования.

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII - первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII - середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Просвещенный абсолютизм

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX века.

Оформление российской консервативной идеологии

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX вв.

Начало промышленного переворота

Превращение России в мировую державу.

Отечественная война 1812 г.

Культура народов России и ее связи с европейской мировой культурой

Система народного образования и ее создание

Повторительно – обобщающие уроки – 2 час.

Всеобщая история

Киевская Русь. Московская Русь.

11 класс

11 класс – 68 час:

ТЕМА 1. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества. 17

1

1

Основные направления научно-технического прогресса.

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно- технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. - середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал- социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX - середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.

Модернизм - изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании

2

2

Монополистический капитализм и противоречия его развития.

3

3

Изменение социальной структуры индустриального общества.

4

4

Кризис классических идеологий на рубеже XIX- XX вв.

5

5

Формирование социально-правового государства.

6

6

Общественное движение в первой половине ХХ в.

7

7

Модели ускоренной модернизации в ХХ в.

8

8

Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени.

9

9

Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм.

10

10

Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов.

11

11

Формирование и развитие мировой системы социализма. Попытки демократизации социалистического строя.

12

12

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

13

13

Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX-  середине XX вв.

14

14

Мировые войны в истории человечества: причины и последствия.

15

15

Складывание международно-правовой системы. Лига Наций и ООН

16

16

Духовная культура в период Новейшей истории.

17

17

Повторение по теме: «Мир в первой половине ХХ века»

ТЕМА 2. Россия во второй половине XIX – начале XX вв. 7 час

18

1

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х-1870-х гг.

Отмена крепостного права. Реформы 1860-х - 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

19

2

Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

20

3

Утверждение капиталистической модели экономического развития.

21

4

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIXXX веков.

22

5

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

23

6

Внешняя политика России на рубеже XIXXX веков.

24

7

Духовная жизнь российского общества на рубеже XIXXX веков.

ТЕМА 3. Революция 1917 г. и Гражданская война в России. 4 час

25

1

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» - сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества.

Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

26

2

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти.

27

3

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы участники.

28

4

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны.

ТЕМА 4. Советское общество в 1922-1941 гг. 5 час

29

1

Образование СССР. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа.

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х - 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

30

2

Индустриализация. Коллективизация.

31

3

Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.

32

4

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х-1930-х гг.

33

5

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами.

ТЕМА 5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. 7 час

34

1

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

35

2

Причины неудач на начальном этапе войны.

36

3

Военно-стратегическое и международное значение победы Красной армии под Москвой.

37

4

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе.

38

5

Мобилизация страны на войну. Партизанское движение и его вклад в Победу.

39

6

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

40

7

Обобщающее повторение по теме: «СССР в период Великой Отечественной войны»

ТЕМА 6. СССР в первые послевоенные десятилетия. 5 час

41

1

Социально-экономическое положение СССР после войны.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

42

2

Борьба за власть в высшем руководстве после смерти И.В.Сталина.

43

3

Экономические реформы 1950-х – начала 1960 –х. гг., реорганизация органов власти и управления.

44

4

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений.

45

5

Духовная жизнь в послевоенные годы.

ТЕМА 7. СССР в середине 1960-х-начале 1980-х гг. 3 час

46

1

Экономическое развитие.

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

47

2

Политическое развитие и внешняя политика СССР.

48

3

Советская культура середины 1960-х-начала 1980 –х гг.

ТЕМА 8. Советское общество в 1985-1991 гг. 4 час

49

1

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.

Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX-XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

50

2

Политика «гласности». Демократизация общественной жизни.

51

3

Подъем национальных движений в союзных республиках. Причины распада СССР.

52

4

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия.

ТЕМА 9.Человечество на этапе перехода к информационному обществу. 8 час

53

1

Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.

Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско- американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

54

2

Глобализация общественного развития на рубеже XX- XXI вв.

55

3

Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.

56

4

Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка.

57

5

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX- XXIвв.

58

6

Антиглобализм.

59

7

Религия и церковь в современной общественной жизни.

60

8

Повторение по теме: «Мир во второй половине ХХ – начала XXIвв.»

ТЕМА 10. Российская Федерация(1991-2003 гг.) 7 час

61

1

Становление новой российской государственности. Принятие Конституции 1993 г.

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.

Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны.

(Введено Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно- политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

62

2

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Значение изучения истории.

63

3

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней.

64

4

Опасность фальсификации прошлого России в

современных условиях. Президентские выборы 2000 г. курс на укрепление государственности, экономический подъем.

65

5

Участие России в формировании современной международно-правовой системы.

66

6

Россия в 2003-2010 гг.

67

68

7

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований.

Россия и вызовы глобализации. Россия и мир. Проблема борьбы с международным терроризмом.

Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны.

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны:

1. Называть:

- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;

- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.

2.  Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3.  Называть:

- место, обстоятельства, участников событий;

- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;

- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных      представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;

- известных полководцев, участников военных событий.

4.  Показывать на исторической карте:

- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;

- промышленные центры, крупнейшие стройки;

- места военных сражений.

5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).

6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.

8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.

9. Составлять описание:

- зданий, технических сооружений, машин;

- предметов быта;

- памятников художественной культуры.

10. Соотносить факты и общие процессы и явления:

- изменения политического строя России в ХХ в.;

- внутренней и внешней политики;

- модернизации, индустриализации;

- развития общественной мысли, художественной культуры.

11. Называть характерные, существенные черты:

- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;

- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

- внешней политики, наиболее значительных военных событий.

12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.

14. Сравнивать:

- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

- темпы и характер модернизации в России и других странах;

- политические режимы в России и других странах.

15. Излагать суждения о причинах и последствиях:

- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;

- Гражданской войны;

- прихода большевиков к власти;

- установления однопартийной системы;

- утверждение тоталитарного режима и культа личности;

- победы в ВО войне;

- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;

- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.

16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:

- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;

- известных исторических личностей.

18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:

Ресурсное обеспечение программы

а) список литературы:

Данилов А.А. История России 1900 – 1945, М, Просвещение, 2012

Данилова А.А. История России  1945-2008 г., М.: Просвещение 2012 г.

ЕГЭ. История. Типовые тестовые задания/ Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев.- М.: Издательство «Экзамен». ГРИФ ФИПИ.

Материалы ФИПИ по подготовке к ЕГЭ по истории за 2015 год (www.fipi.ru)

Архив материалов по подготовке к ЕГЭ по истории (2004 – 2014 год) (www.fipi.ru)

Материалы краевых диагностических работ по истории за прошлые годы

Репетитор по истории (CD диск)

История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 кл. /Н.С. Борисов – М.: «Просвещение», 2012

История России  XVIII – XIX веков. Учебник для 10 кл. /А.А. Левандовский – М.:  «Просвещение», 2012

В.И. Уколова, А.В. Ревякин. Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX века. 10 класс/ под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: «Просвещение», 2012

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. История России XIX – начало XX века. Учебник для 11 кл. – М.: «Просвещение», 2010

А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев. Всеобщая история.  Новейшая история.  11 класс /под ред. А.О. Чубарьяна. - М. «Просвещение»,  2012

Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. М., 1994.

Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999

Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2007.

Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.

Курукин И. В. История России. XVIII век. — М., 2010.

Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России XVIII-XIX веков. М., 2009.

Тюменцев И. О. Смутное время в России начала XVII столетия. Движение Лжедмитрия II. — М., 2008.

Устинова И. А. Приказная бюрократия допетровской Руси // Преподавание истории в школе. 2010. № 4.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 2. Ч. 1-2. — М, 1995, 1997.

Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб., 2001.

Шильдер Н. К. Император Павел I. Его жизнь и царствование. — М., 2009

Шубинский В.И. Ломоносов. — М., 2010.

Эйдельман Н. Я. Грань веков. — М., 2010.

Эйдельман Н. Я. Секретная династия. — М., 2008.

Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. — М., 2010.

Эскин Ю. М. Очерки истории местничества в России XVI–XVII вв. М., 2009.

б) технические и электронные средства обучения, иллюстративные материалы:

Электронный учебник. CD-диск «Уроки Отечественной истории XIX- XX вв».

Презентации к урокам истории.

Настенные исторические карты.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей гуманитарного цикла МБОУСОШ № 12

от                               года № 1

Кирейшина И.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Ноздрина Т.И.

 

 



 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.