logo

Thursday 26th of April 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Воспитательная работа Школьная жизнь 15.02.2018 г - Тематический урок «Поэты о ВОВ»
15.02.2018 г - Тематический урок «Поэты о ВОВ» Печать

 

 

Цель. Дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

1. познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной поры;

2. развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

3. воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; мультимедийный проектор; памятка «Анализ стихотворения».

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

1-я группа освещает творчество К Симонова и А.Твардовского.

2-я –М Исаковского и А. Суркова

3-я – Ю. Друниной и А. Ахматовой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.(Слайд № 1).

Семьдесят лет назад отгремели канонады самой страшной войны в истории человечества. И семьдесят лет назад в нашу страну пришел великий праздник Победы. Нелегок был путь к этому дню. Не все солдаты вернулись с дымных полей войны. И именно поэтому каждый год, чувствуя приближение этого праздника, новые и новые поколения молодых обращаются к тем памятным дням, чтобы вспомнить и почтить память героев. Сегодня мы с вами окунемся в мир поэзии военных лет.

Наша цель – познакомиться с поэтами, чье творчество рождалось на полях великой битвы, рассмотреть небывалую роль поэзии и ее огромное влияние на события тех лет.

II. Сообщение учителя.

- Да, война – это страшное испытание для всего народа, но это испытание и для нашей литературы. Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны», - писал А. Сурков.( Слайд № 2).

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Поговорим подробнее о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

III. Выступление 1 группы.

А) А.Твардовский. ( Слайд № 3).

1. Биографическая справка.

А.Т. Твардовский писал стихи с детства. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму». В 1939–1940 Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание. 
В 1941 Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца».Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стало его знаменитое лирическое стихотворение «Я убит подо Ржевом».

2. Чтение наизусть стихотворения «Я убит подо Ржевом».

3. Анализ стихотворения.

Стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Полку, в котором служил герой, было приказано взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу «юнкерсы». Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание.. Боец был завален глиной, погребен заживо, на него отправлена похоронка… Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь, где случайно встретилась с Александром Трифоновичем и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев.

По форме стихотворение представляет собой диалог - нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом. 
Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее. 
Передать трагедию героя, мысли автора помогают художественные средства стихотворения. Поэт использует экспрессивную лексику («ни дна, ни покрышки», «точно в пропасть с обрыва») и синтаксис (обилие умолчаний, неполных предложений), что позволяет передать глубину переживаний лирического героя, силу его трагедии. Этому способствует обилие восклицательных и вопросительных (риторических) предложений, обращения. 
Кроме того, в стихотворении много метафор («машины воздух рвут», «речка травы прядет» и пр.) и эпитетов («горький год», «фронт горел» и т.д.)

Б) К. Симонов.( Слайд № 4).

1. Военная биография.

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя» и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

2. Чтение наизусть стихотворения «Жди меня».

- «Жди меня» - одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры. посвящено оно любимой женщине поэта – Валентине Серовой. 
3. Анализ стихотворения.

Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…     Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа. 
Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность. 
Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. На фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных.
Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.

IV. Выступление 2 группы.

Учитель:

- Еще одну страницу Великой Отечественной войны открывают нам лирические стихи, ставшие широко известными песнями: М. Исаковского «Катюша», «Огонек», «В прифронтовом лесу», А. Чуркина «Вечер на рейде», А. Жарова «Заветный камень».

А) М. Исаковский. (Слайд № 5)

1. Биографические данные.

Родился в 1990г. в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Октябрьская революция вовлекла Исаковского в активную общественную деятельность. Он работает секретарем волостного Совета, с 1919 становится редактором газеты в г. Ельня. В 1921 переезжает в Смоленск и в течение десяти лет сотрудничает в редакции областной газеты «Рабочий путь». В 1931 Исаковский переезжает в Москву. К этому времени он был уже известным поэтом. Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. Поэт воспевает подвиги советских воинов, героизм советских тружеников в тылу; в его стихах звучит голос простых советских людей («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Много песен создал поэт в годы Великой Отечественной войны: «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои...», «Огонёк», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету» и др. Успешно продолжает работать поэт в этом жанре и в послевоенные годы («Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелётные птицы» и др.). Положенные на музыку композиторами В. Г. Захаровым, М. И. Блантером и др., песни Исаковского поются во всём мире.

2. Прослушивание песни «Катюша».

3. История песни.

Родилась «Катюша» в 1938 году. Премьера песни состоялась в колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромной успех. Первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!
Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых.
4.Беседа.
– Каким настроением проникнута песня? (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство).
- Что её сближает с народной песней?  Почему её полюбил народ? (Песня о любви и верности стала поистине народной. Она создана в 1938-39 годах, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну. Песня о скромной девушке с берегов Угры, хранящей верность «бойцу на дальнем пограничье», звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена «Катюша» была самой популярной из всех песен страны).

- Какая тема песни?  (Песня о любви простой девушки к пограничнику). Вывод: Самая известная песня Исаковского - это, конечно, «Катюша», за которую ему присудили Государственную премию СССР. Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».

Б) А. Сурков. (Слайд № 6).

1. Прослушивание песни «Землянка».

2. Анализ песни.

«Землянка» А. Суркова – подлинный шедевр любовной лирики военных лет. Поражает необычайная простота этого произведения, поэт писал «Землянку», в минуту затишья, в черную зимнюю ночь, опустившуюся над снежными полями воюющей страны.

В стихотворении много языковых средств (Слайд № 7).

IV. Выступление 3 группы.

1. Сообщение о Ю. Друниной.

Писать Юлия Друнина начала еще в школе. Но в то время она писала преимущественно о любви. Основной мотив лирики Ю. Друниной — стихи, связанные с юностью, молодостью поэтессы. И это не случайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки — зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах — сплошь состояли из представительниц прекрасного пола. Никого из того удивительного поколения эта пора не оставила равнодушным. Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев... 
Где же вы, одноклассницы- 
девчонки? 
Через годы все гляжу вам вслед — 
Стиранные старые юбчонки 
Треплет ветер предвоенных лет. 
В 1942 году она девчонкой ушла на фронт. 
Школьным вечером 
Хмурым лётом 
Бросив книги и карандаш, 
Встала девочка с парты этой – 
И шагнула в сырой блиндаж. 
Да, в первом бою сложилось уже все не так, как ожидалось. Рушились мечты о романтике... Артобстрелы, бомбежки, тяжелое ранение, госпиталь, возвращение на фронт — все это спрессовалось в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце! Сердце не выдержало — взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой. 
Были слезы в первую атаку, 
После тоже плакать довелось. 
А потом я разучилась плакать — 
Видно, кончились запасы слез. 
Так в пустыне, так в песках 
горючи: 
Не бывает ливней искони, 
Потому что в раскаленных тучах, 
Тут же испаряются они... 
2. Чтение стихотворения «Не знаю, где я нежности училась...» 
Учитель:

- Друнина спасала солдат, видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена. Самое сильное чувство, которое она испытала в жизни, — война. Недаром поэтесса писала: «Я родом не из детства — из войны...» 
На вечере, посвященном памяти писателей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, Юлия Друнина говорит: «Пусть читатель не посетует на меня за то, что в этих записях я останавливаюсь на том, вернее, на тех прозаических, неромантичных страницах своей жизни на войне, но здесь есть определенная логика. Обо всем, что можно назвать романтикой войны, я пишу всю жизнь — в своих стихах». 
3. Чтение и анализ стихотворения «Зинка». (У всех учащихся распечатанное стихотворение на парте).

- Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив).

- О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата:

близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый;

родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики;

запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённый хлеб, дым, т.е. русская печь. Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны. А с другой - грусть, тоска по дому).

- I часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как? (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении I части даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного)

- От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в I части? (От ритма, заданного автором:

затишье – разбитая ель; гнилая, продрогшая земля;

разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка;

военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страшное сочетание!)

Последняя строфа является связующей между I и II частями.

- Какие события нашли отражение во II части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами.

(Окружение – атака – бой - гибель Зинки. Окружение – с каждым днём становилось горше – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война – всегда трагедия).

- Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!)

Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты, чёрная рожь). Почему?

- Найдите во II строфе наиболее часто встречающийся звук. Что даёт этот приём?

([р] – имитация грохота боя – ужас происходящего)

- Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»? (Переход к III части; словно даже природа тоскует о смерти молодой, красивой, талантливой девушки).

- Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в I части даже грусть светла, то в III она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с I частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе).

- Каким предстаёт образ матери? (Типичный образ матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды).

- Докажите тестом, что война отнимает у людей самое дорогое. (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью – употребление многоточия; восклицательно - вопросительным предложением. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей).

Б) А.Ахматова. (Слайд № 9).

1. Биографическая справка.

Родилась 11 июня 1889 года. Настоящая фамилия - Горенко, Ахматова-фамилия бабушки. Первые стихи написала в 11 лет. Вышла замуж за известного поэта Николая Гумилёва. Судьба уготовила Анне тяжкие испытания: её мужа Гумилёва арестовали и расстреляли, стихи поэтессы запрещали печатать, в 1935 году арестовали её сына. После войны Ахматову исключили из Союза писателей. Лишь в последние годы жизни её стали издавать. К ней пришли слава и известность. Умерла Ахматова 5 марта 1966 года в подмосковном городе Домодедово.

Чтение и анализ стихотворения «Мужество».

Анна Ахматова написала это стихотворение в 1942 году. В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать любимый город. Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. И именно в Ташкенте пишет она это произведение. С быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось её стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, на фронтовых выступлениях.

Беседа по вопросам:

- Фемида - богиня правосудия. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки людей, их дела. (Слайд № 10).

- Как вы думаете, что же лежит на весах правосудия?

- Почему Анна это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?

- Как Ахматова описывает героизм наших людей?

- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм?

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове? (Великое, свободное, чистое)

- Почему она использует именно эти слова?

- Каким словом Анна Ахматова заканчивает стихотворение? Что хотела сказать этим словом?

Подведение итогов.

Учитель:

- Сейчас прозвучали стихи поэтов военной поры. Почему же эти стихи оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.)

- А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

(Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

- Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю).

- Каковы же особенности лирики военного времени? (Оперативность, эмоциональность, доходчивость, патриотизм, лиризм).

- Каковы основные мотивы лирики военной поры? (Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа).

VII. Заключение.

- Учитель:

Хотелось бы сегодня сказать о поэтах, не вернувшихся с войны. Навеки они останутся девятнадцатилетними и двадцатилетними. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе и природе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединила общность судьбы. Их «строки, пробитые пулями», остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности... (Слайд № 11).

Мы не должны забывать подвиг Муссы Джалиля, замученного в фашистских застенках. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Борис Котов, Герой Советского Союза, погиб при форсировании Днепра. Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий, под Смоленском – Борис Богатков, Николай Майоров, под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров…

И поколение, одержавшее победу над фашизмом, завещает нам, юношам и девушкам 21 века свое мужество и бесстрашие, честность и благородство, Беззаветную любовь к Родине. Это они обращаются к нам стихами Александра Межирова:

Что значит – Родину любить?

Во – первых, отовсюду к ней тянуться,

Чтобы, в конечном счете,

К ней вернуться, -

Не прервать связи важную нить,

Во-вторых – делать, чтобы всем на нем живущим

Было жить привольно,

Не холодно, не голодно, не больно,

Но словом, чтобы жить,

И, в-третьих, надо говорить о ней

Как можно меньше слов, звучащих громко,

И современность выразить верней,

Ну а в последних, чтобы в последний бой

Шагнуть, если потребуется это,

Как в то незабываемое лето,

Без разговора, жертвуя собой.

Домашнее задание. (Слайд № 12).

Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Напишите эссе на тему: «Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?»

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.