logo

Saturday 21st of April 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Открытые уроки План-конспект урока русского языка
План-конспект урока русского языка Печать

Тема урока. Сложные предложения с союзной связью и пунктуация в них.

Подготовила учитель русского языка и литературы Кирейшина И.И.

Цели урока:  обобщение и систематизация знаний о сложных предложениях с союзной связью, подготовка к выполнению заданий части А, В и С ЕГЭ, отработка навыков работы с текстом с учётом требований ЕГЭ, воспитание толерантности во  взаимоотношениях.

 Задачи: закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзной связью, повторить различные разделы языкознания с учётом требований ЕГЭ, закрепить умение определять тему текста, авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения; развивать умения и навыки написания сочинения-рассуждения.

 

Оборудование: карточки, раздаточный материал для работы с текстом на уроке и для выполнения домашнего задания, экран, мультимедийный проектор, таблицы.

Ход урока.

 

 I. Оргмомент.

 II. Закрепление изученного на прошлых уроках.

      1).У доски 2 человека готовятся к ответам.

        а) Сочинительные союзы. Основные группы по значению.

        б) Типы придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях.

      2). На месте 2 ученика работают по карточкам.

        а) Вставить буквы, расставить знаки препинания.

Чтобы стать сплоче..ым коллективом об..единенным общими целями нужно относиться к одноклассникам (по)доброму дружелюбно терпеливо. (Не)возможно любить всех (не)возможно нравит..ся всем (не)возможно чтобы все ребята класса стали исти..ыми друзьями. У нас всех разные потребн..сти характеры вкусы т..мперамент но мы можем жить в согласи.. друг с другом ц..нить и уважать друг друга.

         б) В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1.

   1) изд..вна, к..рикатура, восприн..мать

   2) р..стениеводство, несоч..таемость, апл..дировать

   3) бл..жайший, дел..катный, подр..жание

   4) огл..шение, р..систый, у..звлённый

 2.

   1) обг..реть, св..щенник, проц..дить

   2) пол..скать, сум..рки, уп..мянуть

   3) усл..жненность, ф..шенебельный, убл..жать

   4) пап..ротник, расхв..тать, раств..рение

3.

1) нан_мать, уд_вление, л_кторий

2) прож_вающий, г_релка, тр_умф

3) расст_лить, предпол_гать, вр_та

     4) загр_ждение, ощ_пать, впеч_тление

4.

      1) к_мпания, прил_гать, л_бретто

      2) к_сой, ув_жение, обр_мленный

      3) выл_нять, г_зеты, г_рбун

     4) пок_ряющийся, уг_релый, выс_та

5.

 1) осв_домитель, проп_гандистский, произр_стать

 2) преобр_зованный, прил_гательное, прис_гать

 3) обозн_чение, расст_гнуть, (по) к_сательной

     4) прип_дающий, затр_щать, плотно прил_гающий

3).Остальные учащиеся работают по тексту). Слайды №2-№7

Прочитайте текст и выполните задание к нему.

(1) На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, который отличился тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. (2) Этот человек всегда искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей, и при этом он сохранял свои собственные принципы. (3) Талейран всегда стремился к тому, чтобы можно было управлять ситуацией,  учитывая настроение окружающих.

 

1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

       1) жил Талейран (предложение 1)

       2) который отличился (предложение 2)

       3) сохранял принципы (предложение 2)

       4) можно управлять (предложение 3)

 

2.  Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.

  1. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
  2. сложносочинённое
  3. сложноподчинённое

4)  сложноподчинённое с несколькими придаточными

 

3. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ущемляющим (предложение 2).

  1. действительное причастие
  2. страдательное причастие
  3. деепричастие совершенного вида
  4. прилагательное

 

4. Из предложения  выпишите слово, образованное неморфологическим способом. Какие еще способы образования слов вы знаете?

 

5.  Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

 

6. Укажите, чем связано предложение №2 с предыдущим.

4). Ответы учащихся у доски.  

Слово учителя:

- Что мы повторили, работая по тексту? А что узнали из содержания? Как вы думаете, какое слово связано с именем французского министра? Правильно, толерантность. А что означает это слово? (Слайд №8)

Наша страна – многонациональна, разные народности проживают в России, на Кубани и в частности в нашем Успенском районе, да и у нас в классе есть русские, черкешенка, украинцы, мордвин, чуваш. (Слайд №9)

Скажите предложение на языке своих предков: мы вместе – и в этом наша сила.

Да, мы вместе преодолеем все трудности, решим все задачи, а какая главная наша задача? Правильно, достойно сдать ЕГЭ. А для этого нам надо учить, повторять, тренироваться.

Проверка карточек. (Слайды № 10-11)

 Чтобы стать сплоченным коллективом, объединенным общими целями, нужно относиться к одноклассникам по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Невозможно любить всех, невозможно нравиться всем, невозможно, чтобы все ребята класса стали истинными друзьями. У нас всех разные потребности, характеры, вкусы, темперамент, но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить и уважать друг друга.

2. Рассказать о правописании гласных в корне слова.(Таблица).

III. Тренировочные упражнения. Слайды № 12-21

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Российской Федерации(1) главный документ для широкого определения толерантности – Конституция(2) а в области расизма(3) и расовой дискриминации(4) основными признаются статьи Уголовного кодекса.

  1. 1
  2. 1, 3, 4
    1. 3)    2
    2. 1, 4

 На доске рисуется схема предложения. [     ],а   [     ].

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Терпимость(1)  не только смягчает противоречия(2) но(3) и выражает надежду на улучшение отношений(4) личностное исправление.

1) 2

2) 1,3, 4

3) 2,4

4)1, 4

 На доске рисуется схема предложения. [ … не только, но и… ].

  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Нетерпимость(1) опасна для всего мира(2) потому(3) что государства (4)стремятся к интеграции.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 2

4)1,3

На доске рисуется схема предложения. [     ], ( потому что…).

  4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Если ты уважаешь права других(1) проявляешь терпимость к чужим мнениям(2) верованиям(3) поведению(4) ты – толерантная личность.

1) 1,2,3,4

2) 1, 4

3) 2,3

4)1,3

На доске рисуется схема предложения. (Если…), [       ].

   5.Хочется верить(1) что люди(2) станут добрее(3) гуманнее по отношению(4) друг к другу.

1) 1,4

2) 1, 3

3) 2,3

4)1,2,3,4

На доске рисуется схема предложения. [       ], (что…).

- Какой тип придаточных не нашел отражение в наших примерах? (Определительные). Используя слова слайда, придумайте предложение с придаточным определительным. (Слайд№21).

- Говоря о союзных сложных предложениях, о каких предложениях мы должны еще вспомнить? (О сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными).

IV.Сообщение учащегося по теме. (Слайд №22)

V. Работа с учебником.

VI. Закрепление.

1. Устно упражнение № 326

2. Карточки с разноуровневым заданием.

Уровень А. Расставить знаки препинания, указать тип сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, начертить схемы предложений.

(1)Мы знаем что главное предназначение человека – оставить такой  след на земле чтобы о нем помнили. (2)Если будешь думать о хорошем если будешь поступать по – совести то мысли созреют в добрые поступки. (3)Когда ты хочешь сделать что – то хорошее не откладывай добрые деяния на потом  так как всякая проволочка неблагоразумна  и часто опасна.

Уровень В. Расставить знаки препинания, указать тип сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

(1)Мы знаем что главное предназначение человека – оставить такой  след на земле чтобы о нем помнили. (2)Если будешь думать о хорошем если будешь поступать по – совести то мысли созреют в добрые поступки. (3)Когда ты хочешь сделать что – то хорошее не откладывай добрые деяния на потом  так как всякая проволочка неблагоразумна  и часто опасна.

Уровень С. Расставить знаки препинания.

(1)Мы знаем что главное предназначение человека – оставить такой  след на земле чтобы о нем помнили. (2)Если будешь думать о хорошем если будешь поступать по – совести то мысли созреют в добрые поступки. (3)Когда ты хочешь сделать что – то хорошее не откладывай добрые деяния на потом  так как всякая проволочка неблагоразумна  и часто опасна.

VII. Итоги. Проверка карточек (Слайд №32)

VIII. Работа с текстом и обсуждение домашнего задания.

     Взаимопонимание, доверие помогает при решении личных проблем

Часто меня спрашивают о том, как помириться с любимой, другом, родными, соседями. Что ж, попробуем разобраться!

    Почему произошла размолвка? Кто виноват? Что стало поводом, а что было причиной? Вы можете ответить на эти вопросы?

    Как правило, когда ссорятся люди, то по-своему прав и тот, кто обидел другого человека, и тот, кого обидели. Как же быть?

    Во- первых, постараться простить. Если вас обидел тот, кого вы любите, то нужно успокоиться и, все проанализировав, подумать, как погасить ссору, как помириться.

    Вы кому-то сказали что-то неприятное, началось выяснение отношений, вам в ответ припомнили все ваши прегрешения. Как быть? Опять же сиюсекундная реакция не всегда верная.

    Нет сил так поступить? Пусть первым, считаете вы, окажется другой – тогда вы его простите. Многие так рассуждают. Ну и будете дуться друг на друга день, два, неделю, месяц, и трещинка в ваших отношениях постепенно станет пропастью. Надо ли? Кто первый должен попросить прощения, предложить помириться? Тот, кто умнее!

    И, возможно, вы простите своих друзей, родных, возлюбленных и снова начнете улыбаться, радоваться, многое успевать, и жизнь покажется удивительной. Вы перестанете ругать себя и других, вы перестанете думать об одном и том же: почему другие люди так несправедливы к  вам, почему вас никто не понимает? Вы попытаетесь сами понять других.

    Если я не могу изменить мир и других людей, то, может быть, я могу измениться сам?! Подумайте над этим!

                                                                                                (В. Шахиджанян).

  1. 1)    К-1 Основная проблема. (Проблема взаимоотношения людей).
  2. 2)    К-2  Комментарий к проблеме. (Проблема важная и актуальная, ведь часто мы не знаем как поступить, если  сами или нас вольно или невольно обидели или ).

3)К-3 Позиция автора. (Во- первых, постараться простить. Если вас обидел тот, кого вы любите, то нужно успокоиться и, все проанализировав, подумать, как погасить ссору, как помириться).

  1. 3)    К-4 Согласие (несогласие) с автором, аргументы и вывод.

IX. Домашнее задание. Написать сочинение по тексту Л. Жуховицкого.

- 5 человек по шаблону (Уровень С).

Клише для сочинения.

    Передо мной текст (…), в котором автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему … .Он так говорит об этом: «…». Проблема, решаемая автором, актуальна и современна, ведь действительно … .

    Позиция (…) предельно ясна, он старается убедить нас в том, что … . Это наглядно демонстрируют примеры, которые приводит автор текста.

    Я полностью разделяю точку зрения (…) и тоже считаю, что… .

Попробую доказать свое мнение. Во-первых, затронутая проблема волновала и классиков художественной литературы, и современных публицистов.

   Во - вторых, эти вопросы ставятся и в нашем обществе.

   Перечитывая статью (…), хочется сказать: «…».  

- 5 человек, используя памятку написания сочинения (Уровень В).

                                  План сочинения.

  1. Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.
  2. Комментарий к сформулированной проблеме текста.
  3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме
  4. Аргументация собственного мнения по проблеме:

           1).Тезис;

           2) Аргументы:

                а) первый аргумент;

                 б) второй аргумент.

           3) Вывод.

  1. Заключение

-4 человека (уровень А) - самостоятельное написание сочинения.

 

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.