logo

Tuesday 17th of July 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Открытые уроки План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных»
План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных» Печать

Учитель начальных классов Курнева Н.П.

Цель: формировать умение проверять парный согласный в корне и в конце слова.

Задачи:

  1. Содействовать воспитанию интереса к предмету, бережного и экологически грамотного отношения к природе.
  2. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся,          орфографической зоркости, внимания, фонематического слуха, терминологической речи, умения анализировать и сравнивать группы предметов.
  3. 3.     Создавать условия для закрепления знаний по теме «Парные согласные в корне и в середине слова», формирования навыков правописания парных согласных; навыков грамматических разборов и каллиграфического письма.

Оборудование: таблицы для минутки чистописания и словарной работы;

                                         ХОД УРОКА.

1.Орг.момент.

Какие ассоциации вызывают у вас эти слова ?

1ряд – Родина;

2ряд – природа.

Учащиеся говорят ответ и садятся на места.

2.Постановка темы .

  • Посмотрите на таблицу. Как вы думаете, чем мы будем с вами сегодня говорить?

 

б

в

г

з

ж

п

ф

?

с

ш

Формулировка учащимися темы урока.

  • Сегодня на уроке мы будем не только учиться правильно писать слова с парными  согласными в корне и в конце слова, но и повторять ранее изученные темы. Для этого вам надо быть внимательными, правильно отвечать на вопросы и уметь слушать своих товарищей.

3. Минутка чистописания

  • Букву, которую будем писать, определите, проанализировав ряд букв:

б

в

г

з

ж

п

ф

?

с

ш

  • Дайте характеристику звуку К. (Он согласный, парный глухой, имеет пару по твердости, мягкости, на письме обозначается буквой Ка)

Кк   Ккк  Кк  

  • Продолжите указанную последовательность до конца строки.
  • Скажите, о чем это стихотворение и вы узнаете слова , которые мы будем писать:

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный –

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Краснодарский край

  • Объясните написание слов, запишите их до конца строки.
  1. 4.     Актуализация знаний.

1. Повторение ранее изученных правил.

Дидактическая игра «Терминологический бой» (работа в парах):

-          парный согласный в корне слова;

-         безударный гласный в корне слова;

-         корень;

-         приставка;

-         суффикс;

               - окончание.

Учитель называет правило, а учащиеся говорят его друг другу.

2. Работа с деформированным предложением.

  • Что записано на карточках?

крае        вырубка  сосновых    в   лесов      Краснодарском    запрещена

  • Можно ли это считать предложением? Почему?
  • Составьте из данных слов предложение и запишите его каллиграфическим почерком.
  • Прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией. Что изменится в записи предложения?

В Краснодарском крае вырубка сосновых лесов запрещена! 

  • Назовите орфограммы и объясните их написание.
  • Считаете ли вы правильным это утверждение? Почему?

Физминутка для глаз и мышц шеи

 «Найди спрятанный предмет ».

  1. 5.     Работа по теме урока.
  2. 1.     Упражнение в нахождении слов с парным согласным в корне и в конце слова и в распределении их по группам.

Два ученика работают у доски .Учитель читает слова, ребята распределяют их в два столбика.

берёзка                                 гараж

коровка                                утюг

дорожка                               холод

погодка                                сугроб

  • Подберите проверочные слова( 2 столбик).
  • Сделайте разбор слов по составу(1 столбик).

В каком порядке надо выполнять этот разбор? (по опорной схеме)

 

Вопросы для обсуждения:

  • Что общего у слов 1-го столбика?

(словарные слова; имеют окончание а; состоят из корня, суффикса и окончания; образованы с помощью суффикса к; имеют орфограмму - парный согласный в корне слова).

  • Найдите лишнее слово.(Коровка – одушевленное существительное).
  • Где в слове может находится парный согласный, который надо проверять?
  1. 2.     Упражнение в подборе проверочных слов.
  • Назовите слово противоположное по смыслу к слову ВЫРУБКА.

Вырубка – посадка.

  • Назовите орфограммы.
  • Подберите однокоренные слова к данным словам.
  • Как проверить парный согласный в корне слова?

Вырубка -

Посадка –

  • Какие из однокоренных слов будут проверочными? Подчеркните их.

Подвижная физминутка.

3. Рассказ учителя о нахождении сосновых лесов на территории нашего края, их значении для жизни и здоровья человека (с опорой на географическую карту Краснодарского края ).

  • Перед вами карта Краснодарского края. Красными флажками на ней отмечены зоны, где растут сосновые леса. Что вы заметили?

-         Они растут вдоль побережья Черного моря.

  Правильно. Краса хвойных лесов – так называют в народе сосну. Насчитывается около ста видов сосен.  В России произрастает 10 видов сосен.

Главная сосна нашего побережья – сосна пицундская. Сосна пицундская произрастает на Черноморском побережье Кавказа от Анапы до мыса Пицунда. (Показ на карте.)

Расскажите, ребята, кто из вас на  побережье  видел сосны?

Пицундская сосна любит морской воздух, устойчива против морских ветров, соленых морских брызг, далее, чем на 3 км от моря, она не углубляется в горы, поэтому ее еще прозвали приморской сосной.

Карабкаются по голым камням вверх молодые сосенки. Зеленеют, искрятся на солнце их кроны. А рядом их старшие сестры

Пицундская сосна смогла выжить в период всемирного оледенения, поэтому бор этой сосны называют реликтовым. В переводе с латинского  «реликт» - остаток.

Растет сосна обычно до 200 – 250 лет, а в отдельных условиях – до 400 лет.

-Давайте выясним, что дает человеку сосна.

 Сосна дает отличный строительный материал. Из сосновой смолы получают канифоль – она нужна, чтобы чернила не расплывались по бумаге, канифоль используют для изоляции проводов, из нее изготавливают линолеум и клеенку, добавляют в мыло. Из смолы добывают скипидар, на нем готовят лекарства, из него получают камфару. Сегодня в сосновой смоле нуждаются не менее 70 отраслей промышленности. Без смолы невозможно получение красок, духов, лаков, пластмасс, кино- и фотопленки  и еще много другого. Издавна крестьяне при нехватке муки подмешивали молотую кору в тесто, сосна спасала от голодной смерти. Современную пищевую промышленность сосна снабжает ванилином – его выделяют из камбиального слоя коры и ветвей.)

 

Как в медицине используют сосну?

Самое главное – сосна помогает человеку сохранить здоровье. Хвоя сосны богата многими витаминами, поэтому при многих болезнях медики советуют пить отвар из хвои. Этот целебный напиток веками спасал путешественников от тяжелейшей болезни – цинги.

Кроме этого, хвоя сосны выделяет особые вещества – фитонциды, которые убивают возбудителей туберкулеза. Вспомните, какой чистый воздух в сосновом бору! Недаром на Черноморском побережье находится много санаториев для больных легкими. Поэтому сосновые леса можно по праву назвать нашим национальным достоянием, которое надо беречь.

 

- Вспомните, а где в нашей школе можно встретить сосну? Всегда ли вы правильно вели себя с этим деревом?

 

4.Работа с текстом. Упражнение в нахождении и в написании слов с парными согласными в корне и в середине слова. Выборочное письмо.

 

Дидактическая игра «Посади дерево»(у детей на столах тексты, у доску – шаблоны деревьев).

- Перед вами текст. Чем больше найдете слов с парными согласными , которые надо проверять, тем больше деревьев сможем посадить(крепят шаблоны деревьев на карту).

 

     Лес – это город с тысячами жителей. Вот сосны стоят в игольчатых шапках. Лисёнок робко шагает по мягкой травке. Ягодки рябины украшают лесную красавицу. Лес – это чудо природы!

 

- Найдите в тексте и спишите восклицательное предложение.

 

Индивидуальная работа у доски(2 ученика).

               Карточка 1

1. Спиши предложение, вставь пропущенные буквы:

Человек природе дру., а не вра.!

2.Сделай звуко-буквенный разбор подчёркнутого слова

                   Карточка 2

1. Спиши предложение, вставь пропущенные буквы:

Человек природе дру., а не вра.!

2.Сделай звуко-буквенный  разбор подчёркнутого слова .

 

 

5.Итоговый фронтальный опрос. Графический диктант по карточкам(2 мин). Взаимопроверка по ключу.

Холо.  ,   пиро.  ,   зага.ка,    подру.ка,    заря.ка,   ры.ка,   сугро. ,  оши.ка

Проверка:

Д, г, д, ж, д, б, б, б.

  1. 6.     Итог урока.

Над какой орфограммой работали?

Какие разборы повторили?

Что нового узнали о природе родного края?

  1. 7.     Рефлексия. Домашнее задание (дифференцированное).

Возьмите с конверта задание, которое вызвало у вас на уроке затруднение.

Подготовить на урок кубановедения сообщение о сосне, сосновых лесах (сильным ученикам).

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.