Авторизация
Положение о системе оценивания при обучении по ФГОС НОО и ООО |
![]() |
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания учащихся при обучении по ФГОС НОО и ООО
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ-№273 «Об образовании в РФ», ФГОС НОО и ООО, Уставом школы и регламентирует систему оценок, содержание и порядок промежуточной аттестации учащихся школы 1.2.Положение призвано: • обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по учебному плану НОО и ООО;
II. СИСТЕМА ОЦЕНОК. Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: :личностных, метапредметных и предметных. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: · самоопределение; · смыслоообразование; · морально‑этическая ориентация. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки: · сформированности внутренней позиции учащегося; · сформированности основ гражданской идентичности; · сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; · сформированности мотивации учебной деятельности, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; · знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Оценка сформированности личностных результатов должна полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (итоговые проверочные работы по предметам или комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Предметные результаты содержат в себе систему основополагающих элементов научного знания, (далее — систему предметных знаний); систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий). В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний для последующего изучения курсов. Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка учащихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками: · («удовлетворительно», «неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; · «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в различных областях. В портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы. · Выборки детских работ — формальных и творческих; · Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.); · Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о: 1) сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе; 2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
III. ФОРМА, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
3.1. Система оценивания учащихся. 3.1.1.Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года. 3.1.2. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету. 3.1.3. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года. 3.1.5. Для аттестации учащихся 1 класса применяется безотметочная система контроля успеваемости. В связи с переходом на ФГОС НОО и ООО производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов учащихся: · Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования учащихся, используя комплексный подход. · Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений учащихся по трем направлениям: - систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.); - материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.) 3.1.6. Для учащихся в школе используется 4-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 4 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). 3.1.7. При выставлении отметок учителям - предметникам руководствоваться нормами оценок по конкретному предмету. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки. 3.1.8. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 3-4 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок-3 оценки за четверть при любом количестве часов в неделю по предмету. По химии в 8 классе, по физике в 7 классе с целью адаптации и повышения уровня мотивации к обучению оценки в течение первого месяца (сентябрь) не выставлять в классные журналы. Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения. 3.1.9. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы выставляются только положительные оценки. В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата. В случае отсутствия ученика на контрольной или практической (лабораторной по физике) работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки ЗУН учащимися по предмету. 3.1.10. Обучающие творческие работы учащихся оцениваются одной оценкой, контрольное изложение или иные творческие работы по русскому языку оценивается двойной оценкой. Оценки за письменные работы в 3-4 классах выставляются в журнал к следующему уроку, в 5-11 классах в течение 2-х недель . 3.1.11. Урок обобщения, отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 60% учащихся. 3.1.12. Уроки с практической работой (лабораторной) предполагают оценивание до 3/4 учащихся класса. 3.2. Безотметочная система оценивания учащихся 1,2 классов 3.2.1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1,2 классов, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 3.2.3. Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. 3.2.4. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни. 3.2.5. Целью введения безотметочного обучения в 1,2 классах является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. 3.2.6. Основные принципы безотметочного обучения: - дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий; - приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя); - гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения); - естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение). 3.2.7. Никакому оцениванию не подлежат: - темп работы ученика; - особенности личностных психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). 3.3. Контроль и оценка развития учащихся 1,2 классов 3.3.1. Основными показателями развития учащихся 1,2 классов являются: - учебно-познавательный интерес; - самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям; - основы самостоятельности; - способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи - сформированность УУД 3.3.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития учащихся (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов. 3.3.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах. 3.3.4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями. 3.3.5. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся 1,2 класса используется «портфолио» ученика. 3.3.10. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр. 3.3.11. По каждому предмету учителем составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя. 3.3.12. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется в соответствии с рабочей программой. Отметки не выставляются. 3.3.13. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету и возможно индивидуально каждым учителем в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе. 3.3.14. Качество усвоения знаний и умений рекомендуется оценивать следующими видами оценочных суждений: «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки); «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит; «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит. Возможно отображение уровня усвояемости цветом: зеленым – ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания) синим - СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу) красным – НУ(выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся) В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся. 3.3.15. Возможно заполнение учителем следующей документации: · Сводный лист достижений по каждому предмету(см.Приложение 1), · Индивидуальный лист достижений на каждого учащегося, в котором фиксируются результаты учащихся при проведении итогового контроля в начале года, полугодия и в конце года (см.Приложение 2), · Технологическая карта личностных и метапредметных успехов с динамикой на 4 года обучения (5 лет для обучающихся 5-9 классов) (см.Приложение3). · Карта успеха, в которой фиксируются индивидуальные особенности каждого учащегося по итогам выполнения работы. (см.Приложение 4)
Приложение 1 Сводный лист достижений учащихся (письмо).
Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала.
Приложение 2
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ученика (цы)__________ класса МБОУСОШ № 12 С. МАРЬИНО на _______________ учебный год
Уровни: высокий – зеленый цвет; средний -синий цвет; низкий – красный цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________/
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ученика (цы) _________ класса МБОУСОШ № 12 С. МАРЬИНО _______________________________(фио)
Приложение 4 Карта успеха учащегося 1 класса МБОУСОШ № 12 С. МАРЬИНО по русскому языку (ФИО)_________________________________
Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по предмету.
|
Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes Valid XHTML and CSS.