logo

Wednesday 17th of October 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Сведения об образовательной организации Образование Положение о системе оценивания при обучении по ФГОС НОО и ООО
Положение о системе оценивания при обучении по ФГОС НОО и ООО Печать

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценивания учащихся при обучении по ФГОС НОО и ООО

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ-№273 «Об образовании в РФ», ФГОС НОО и ООО, Уставом школы и регламентирует  систему оценок, содержание и порядок промежуточной аттестации учащихся школы

1.2.Положение призвано:

• обеспечить в школе объективную оценку знаний каждого учащегося в соответствии с  требованиями федерального  государственного образовательного  стандарта по учебному плану НОО и ООО;
• поддерживать в школе демократические начала в организации учебного процесса.

II. СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: :личностных,  метапредметных  и  предметных.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

·        самоопределение;

·        смыслоообразование;

·        морально‑этическая ориентация.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

·         сформированности внутренней позиции учащегося;

·         сформированности основ гражданской идентичности;

·         сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

·         сформированности мотивации учебной деятельности, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

·         знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Оценка сформированности личностных результатов должна полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального  общего образования. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (итоговые проверочные работы по предметам или комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий).

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Предметные результаты содержат в себе

систему основополагающих элементов научного знания, (далее — систему предметных знаний);

систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий).

В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний для последующего изучения курсов.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка учащихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

·         («удовлетворительно», «неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

·         «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика.

Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в различных областях.

В портфель достижений учеников начальной школы  включаются следующие материалы.

·         Выборки детских работ — формальных и творческих;

·         Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.);

·         Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и  досуговой деятельности.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

III. ФОРМА, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

3.1. Система оценивания учащихся.

3.1.1.Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.

3.1.2. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.

3.1.3. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
3.1.4. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.

3.1.5. Для аттестации учащихся 1 класса применяется безотметочная система контроля успеваемости.

В связи с переходом на ФГОС НОО и ООО  производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов учащихся:

·                    Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования учащихся, используя комплексный подход.

·                    Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений учащихся по трем направлениям:

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);

- материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности  (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.)

3.1.6. Для учащихся в школе используется 4-бальная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 4 бальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

3.1.7. При выставлении отметок учителям - предметникам руководствоваться нормами оценок  по конкретному предмету. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки.

3.1.8. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 3-4 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок-3 оценки за четверть при любом количестве часов в неделю по предмету. По химии в 8 классе, по физике в 7 классе с целью адаптации и повышения уровня мотивации к обучению оценки  в течение первого месяца  (сентябрь)  не выставлять в классные журналы.

Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.

3.1.9. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, сочинения, изложения, диктанты с грамматическими  заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы выставляются только положительные оценки.

В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.

В случае отсутствия ученика на контрольной или практической (лабораторной по физике) работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки ЗУН учащимися по предмету.

3.1.10. Обучающие творческие работы учащихся оцениваются одной оценкой, контрольное изложение или иные творческие работы по русскому языку оценивается двойной оценкой.

Оценки за письменные работы в 3-4 классах выставляются в журнал к следующему уроку, в 5-11 классах  в течение  2-х недель .

3.1.11. Урок обобщения,  отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 60% учащихся.

3.1.12. Уроки с практической работой (лабораторной) предполагают оценивание до 3/4 учащихся класса.

3.2. Безотметочная система оценивания учащихся 1,2 классов

3.2.1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1,2  классов, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

3.2.3. Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

3.2.4. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

3.2.5. Целью введения безотметочного обучения в 1,2  классах является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

3.2.6. Основные принципы безотметочного обучения:

- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;

- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);

- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);

- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

3.2.7. Никакому оцениванию не подлежат:

- темп работы ученика;

- особенности личностных психических процессов

(особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

3.3. Контроль и оценка развития учащихся 1,2 классов

3.3.1. Основными показателями развития учащихся 1,2 классов являются:

- учебно-познавательный интерес;

- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

- основы самостоятельности;

- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи

- сформированность УУД

3.3.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития учащихся (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

3.3.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах.

3.3.4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями.

3.3.5.  Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся 1,2 класса используется «портфолио» ученика.

3.3.10.  «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

3.3.11. По каждому предмету учителем составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

3.3.12. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется в соответствии с рабочей программой. Отметки не выставляются.

3.3.13. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету  и возможно индивидуально каждым учителем  в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе.

3.3.14. Качество усвоения знаний и умений рекомендуется оценивать следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Возможно отображение уровня усвояемости цветом:

зеленым – ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания)

синим - СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу)

красным – НУ(выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся)

В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок  указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.

3.3.15. Возможно заполнение учителем следующей документации:

· Сводный лист достижений по каждому предмету(см.Приложение 1),

· Индивидуальный лист достижений на каждого учащегося, в котором фиксируются результаты учащихся при проведении итогового контроля в начале года, полугодия и  в конце года (см.Приложение 2),

· Технологическая карта личностных и метапредметных успехов с динамикой на 4 года обучения (5 лет для обучающихся 5-9 классов) (см.Приложение3).

· Карта успеха, в которой фиксируются индивидуальные особенности каждого учащегося по итогам выполнения работы. (см.Приложение 4)

Приложение 1

Сводный лист достижений учащихся (письмо).

Список класса

Отслежи-ваемый материал

Напи-сание элемен-тов

Аккурат-ность

Написание слов

Аккурат-ность

Написание предложений

Списы-вание

Аккурат-ность

Уровень

Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала.

Приложение 2

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ученика (цы)__________ класса                                                                                                  МБОУСОШ № 12 С. МАРЬИНО

на _______________ учебный год

Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение: осознанность

правильность

выразительность    

темп чтения

Русский язык: каллиграфия

орфография

развитие устной речи

Математика: устный счет

письменные вычислительные навыки

решение задач

логические задачи

геометрический материал

Окружающий мир: умение наблюдать

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение применять полученные знания на практике

Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности

умение планировать предстоящую деятельность

умение осуществлять запланированные действия

умение контролировать ход и результаты деятельности

умение оценивать ход и результат

Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания

отношение к учению

отношение к труду

отношение к людям

Уровни:    высокий – зеленый цвет;  средний -синий цвет;   низкий – красный цвет.

Подпись учителя _________________ /_______________/

Приложение 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ученика (цы) _________ класса

МБОУСОШ № 12 С. МАРЬИНО

_______________________________(фио)

КРИТЕРИИ

1 – й класс

полугодие

конец года

1

Отношение к учебе в целом:

положительное

безразличное

негативное

2

Участие в работе класса на уроках:

постоянное

инициативное

регулярное

частое

редкое

3

Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

4

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

нуждается в помощи и сопровождении

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от ответственности

5

Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

6

Память:

отличная

средняя

долговременная

кратковременная

7

Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания неполностью

8

Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

9

Оформление работ:

по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

10

Темп работы:

опережает темп работы класса с высоким качеством работы

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

11

Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

формулирует цель с помощью учителя

не умеет формулировать цель учебной работы

12

Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

всегда

иногда

никогда

13

Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

положительное

безразличное

негативное

14

Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

15

Учебные навыки освоены:

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Подпись педагога

Приложение 4

Карта успеха учащегося 1 класса МБОУСОШ № 12 С. МАРЬИНО

по русскому языку

(ФИО)_________________________________

Вид работы /дата

Списывание

Диктант

Словарный диктант

Сочинение по картине

Кол-во ошибок в работе

Динамика работы

большая буква в начале предложения

большая буква в именах собств

пропуск, замена, перестановка букв

знаки препинания

безударная гласная

жи- ши, ча-ща,

чу-щу

звонкие и глухие согласные

ь в конце и середине слова

слова из словаря

Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по  предмету.

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.