logo

Thursday 21st of June 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Кубановедение Конспект урока кубановедения в 5 классе по теме "Дольмены Кубани"
Конспект урока кубановедения в 5 классе по теме "Дольмены Кубани" Печать

Дольмены Кубани

Автор. Шаламов Р.Ю. учитель истории.

Тип урока: интегрированный (изобразительное искусство, история Кубани).

Форма урока: урок-практикум.

Цель: сформировать представление о месте и роли памятников мегалитического периода в искусстве и истории Кубани.

Задачи:

1. Образовательная - расширение знаний учащихся об истории родного края, знакомство с историей возникновения уникальных археологических сооружений – дольменов на территории Кубани, их архитектурными особенностями.

2. Развивающая - развитие у учащихся мышления, внимания, умения обобщать, самостоятельно применять художественно- выразительные средства, наиболее подходящие для воплощения творческих замыслов.

3. Воспитательная - формирование у учащихся ответственности за сохранение культурно – исторического наследия малой родины – Кубани.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: - Для археологов и историков, изучающих прошлое нашей Родины, Прикубанье и Черноморское побережье Краснодарского края занимают особое место среди регионов России. Только здесь земля хранит свидетельства былой жизни народов и культур от каменного века до позднего средневековья в неповторимом сочетании и разнообразии.

По обеим сторонам Кавказского хребта на горных отрогах и склонах еще можно встретить удивительные мегалитические сооружения — дольмены. Они напоминают каменные домики, о назначении которых ученые спорят до сих пор. В них видят усыпальницы вождей эпохи бронзы, культовые святилища и древние обсерватории для уточнения календарных дат. Они встречаются единично или большими скоплениями. Тайны дольменов еще не раскрыты. История появления дольменов на территории Кубани. Легенды о возникновении дольменов. Характеристика дольменов.

Дольмены — уникальные археологические памятники мирового значе­ния эпохи бронзы. Возраст их колеблется в промежутке 4—4,5 тыс. лет. В переводе с английского дольмен означает "каменный стол".

К 1864 г. было известно о существовании около 3500 дольменов на территории Кубани. После завершения Кавказской войны началось активное заселение этой территории, и многие дольмены оказались утраченными (сейчас известно о сохранившихся 1139 дольменах на территории края). Во время нашего путешествия вам необходимо будет отмечать в своих картах места расположения описываемых объектов.

Адыгская легенда о происхождении дольменов.

По адыгским преданиям, в давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не в состоянии были само­стоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили сжалиться над ними и построить дома. Согласно этой легенде, великаны были настоль­ко сильны, что любой из них без особых усилий мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнести к месту постройки. Для строитель­ства такого "дома" надо было принести пять плит: четыре плиты составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю, чтобы она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие. Оно могло быть прямоугольным, оваль­ным или аркообразным. Через эти отверстия кар­лики (испы) якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: - Археоглогическая культура древних людей бронзового века, строителей дольменов, получила название дольменной,  которая просуществовала 1200 лет. К периоду расцвета дольменной культуры относятся огромные скопления дольменов у станиц Даховской, Новосвободной, Баговской, пос. Каменномостского.

Представители дольменной культуры прекрасно владели мастерством обработки не только камня, но и металла; умели лепить глиняную посуду, скромно украшенную орнаментом. Строители дольменов были знакомы с основами математики, астрономии. Не случайно ученые сравнивают эти гробницы с египетскими пирамидами. Для постройки даже одного дольмена требовались усилия множества людей, ведь только крыша его может весить до 20 тонн. При этом оргомные каменные плиты имеют правильную форму и аккуратно отесаны. Естественно, что стройка начиналась с подготовки единственного строительного материала – камня.

Необходимо было найти залежи относительно легких пород песчаника или известняка, выломать камень и доставить его на место работы. К выбранному месту, где намечалось сооружение дольмена, исходный материал доставляли с помощью катков (одинаковых по размеру бревен), веревок. Немало времени уходило на разметки и производство пазов. Древние строители дольменов были большими мастерами своего дела, умевшими скупыми средствами, иногда только пятью камнями, создавать архитектурно продуманные сооружения, в которых мы увидим и мощь, и грандиозность, и молчаливую суровость. Как правило, дольмены обращены своим порталом к солнцу, что может свидетельствовать о поклонении их строителей этому светилу.

Ученые археологи установили, что на самом деле это были погребальные сооружения древних людей-наземные склепы, в которых хоронили по нескольку покойников, скорее всего членов одной кровнородственной группы.

 

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов на экране.)

- Известны четыре типа дольменов:

а) плиточный - обычный, самый распространенный тип: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена пред­ставляют собой отдельные плиты;

б) составные дольмены - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;

в) корытообразные сооружения, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;

г) дольмены-монолиты полностью, вместе с крышей, высечены в скале.

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:

По ходу рассказа учитель истории показывает по карте места расположения отдельно стоящих дольменов и дольменных комплексов на территории края.

- Большой Шапсугский дольмен расположен в районе ст.Шапсугской (Абинский р-н). Это дольмен корыточного типа. Внутри дольмена сохра­нились ментры   (астрологические символы).

Пшадский дольмен — плиточного типа, один из самых больших на Кав­казе. Впервые упомянут в литературе в 1891 г.

Дольмены на реке Жане — группа из трех дольменов, расположенных в один ряд. В центре — круглый составной дольмен, второй — плиточный, круглый в плане.

Джубгский дольмен — находится на правом берегу реки в одном км. от моря. Он сложен из светлого песчаника, пред входом — огороженный камнем дворик, ограничивавший сакральное пространство во время культовых церемоний в древности. Это довольно крупная мегалитическая постройка: огромные  плиты достигают 4—4,5 м и веса 12—15 тонн. Из-за своих размеров памятник производит сильное впечатление на зрителей.

Дольмен, который находится на левом берегу реки Адерба на самом гребне горы Медовой, имеет особенность в том, что он аккуратно сложен из массивных обработанных блоков и относится к редкому типу составных дольменов. Вторая особенность – его плиты орнаментированы одиночными и многорядными волнистыми врезными линиями.

Мегалитический комплекс  Псынако 1 находится на второй надпойменной террасе правого берега реки Пшенахо. Это сложное сооружение, включающее дольмен, стоящий на искусственном фундаменте и трижды перекрытый каменным сводом, слоем глины и панцирем из речного булыжника. От дольмена за пределы насыпи ведет каменный коридор. Насыпь достигала 70 м. в диаметре и 6 м. в высоту. С его вершины можно наблюдать восход солнца между вершинами горы Два Брата во время местного солнцестояния.

Нельзя и не сказать о существовании следующих дольменов, посмотрите места их расположения на карте:

Шапшугский дольмен

Дольмены на реке Догуаб

Дольмены у хут.Кизинки

Дольменный комплекс на горе Серегай

Дольмены у ст.Убинской

Дольмен-монолит у с.Волконки

Дольмен в пос. Джубге

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1. Учащиеся под руководством  учителя истории отмечают месторасположение дольменов в своих картах.

 

2.  Учащиеся под руководством  учителя изобразительного искусства выполняют по группам ( по типам дольменов) эскизы и моделируют из пластилина ландшафт с памятниками дольменов.

Проводится выставка и анализ творческих работ.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ подводит итоги урока и предлагает в качестве домашнего задания к следующему уроку подготовить сообщения о памятниках мегалитического периода (менгиры, кромлехи).

Литература:

1.  Б.А. Трехбратов. История Кубани с древнейших времен до конца XVIIIв. Краснодар, 2000.

2.  В.Н. Ратушняк. История Кубани с древнейших времен до конца XIXв. Краснодар, 2000.

3.  А.А. Самойленко. Путеводитель по Кубани. Краснодар, 2001.

4. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения.(под ред. В.Н. Ратушняка). Краснодар,2003

 

 

 

 

 

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.