logo

Friday 27th of April 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Открытые уроки Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Обобщение по разделу: «Люби живое». Урок – конференция . Учитель: Ноздрина Т.И.
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Обобщение по разделу: «Люби живое». Урок – конференция . Учитель: Ноздрина Т.И. Печать


Цель:       Обобщить знания детей по теме « Люби живое»;
Задачи:-   воспитывать патриотические чувства к малой родине, любовь и бережное
отношение к природе
- развивать стремление учащихся активно, наравне со взрослыми участвовать в деле охраны природы;
-  развивать познавательный стимул учеников, любознательность,
стремление поделиться приобретенными знаниями;

Оборудование: карточки с текстами, знаки «Правила поведения в природе»,  иллюстрации животных, таблички с названиями отделов, выставка книг.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Введение в тему.
А) Разгадывание кроссворда.
По горизонтали:
1. Глаза – на рогах,
А домик – на спине. ( Улитка).
2.  Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета
Для зимы – другого цвета.
(заяц)
3. Маленький шарик
Под лавкой шарит. ( Мышь).
По вертикали:
4. Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле. (Лягушка).
5. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее....      (лиса)
6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).
7. Кричит: «Крак!»
Червякам – враг. ( Ворона).
8. С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).
9. То  погаснет,  то  зажжётся
Ночью  в  роще  огонёк.
Угадай,  как  он  зовётся?
Ну,                      Ну, конечно  …( Светлячок)


- Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. ( Люби живое).
- Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?
(Надпись на доске: « Береги растения, береги животных- всё это частица нашей Родины
3.Сообщение темы и цели урока.
Открытие конференции
- Мы с вами прошли раздел « Люби живое». Прочитали много произведений о природе, о животных. Узнали много нового и интересного. Сегодня мы собрались с вами на необычный урок, урок - конференцию, которая посвящена теме « Земля – наш дом родной». Вспомним ещё раз, какие произведения прочитали. Познакомимся с новой информацией о животных. 
- В президиум приглашаются корреспонденты « Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Охрана природы». (Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

4. Работа над темой урока.
Выступления участников конференции.
А) -Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту …, представителю отдела «Вести из леса»
Корреспондент. Рассказ: «Стая птиц под снегом».
«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался, и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось – целая стая белых куропаток ночевали в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег.

- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке  из прочитанных произведений.
( выступления других ребят.)

- б)  -Слово для выступления предоставляется корреспонденту …, представителю отдела « Рыбацкий узел».
Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни.
Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

-В 19 веке бобры чуть не погибли из-за моды на их шикарный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных. Бобры начали быстро плодиться, что в некоторых районах они превратились в настоящих вредителей, затопляя поля, дороги и лесные участки. В таких случаях животных приходилось отлавливать и переселять в более глухие места, где они могут строить запруды, никому не мешая.

Ондатра – завезена и выпущена в угодьях России в 1927г. Родина её – Северная Америка.
Ондатра ведёт полуводный образ жизни, живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору её скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит  по 4 – 7 детёнышей два раза за лето. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра даёт красивый ценный мех.

- Ондатра ценится как пушной зверёк. Мех её красивый, тёплый. Ондатра приносит большую пользу тем, что улучшает кислородный режим водоёмов: зимой во льду делает отверстия, а летом выедает жёсткую растительность. Это спасает рыб от нехватки кислорода. Словом, ондатра как ценный вид нуждается в заботе человека.

- Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

« Первыми заметили Пика большие … .

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась …  и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда …  скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов».

Ответ: (1.-белые чайки, 2- щука, 3- чайки.)









- Откуда этот отрывок? ( «Мышонок Пик». В.В.Бианки).
- Какая смерть грозила бедному мышонку?

В)  -Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идёт речь,  какую пользу оно приносит.
Жалоба 1.
« Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут.  А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
( Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы,  принеси жабу – и они исчезнут. )

Жалоба 2.
« На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
( Это о летучей мыши. Они охотятся только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых. )
Жалоба 3.
« Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что я лучший охотник за полевыми мышами, которые уничтожают урожай».
Кто это?
- Это сова. Сова с 1964 года находится под охраной государства.

Жалоба 4.
«Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом  некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию. Помогите нам!»


- Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

+Я хочу выступить в защиту кукушки.
Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?
Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых, кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.


- Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых  и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более 1000 вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает 1000 мышей, а каждая мышь съедает в год 1 кг зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба.

-В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?
( В.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; В. Астафьев. «Капалуха».)

Г)Корреспондент. Я корреспондент из отдела « Охрана природы».
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
- Давайте вспомним экологические правила.
Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами:
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут на совсем покинуть гнездо.
3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который не вкусен или просто ради забавы.
9. Не разоряй муравейники.
10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Игра «Дополни правильно»
а) не разоряй … (птичьих гнезд, муравейников)
б) не бери в руки и не уноси домой … (детенышей птиц и зверей)
в) не лови … (бабочек, шмелей, стрекоз)
г) не рви … (цветы)
д) не ломай … (ветки )
е) не … (шуми в лесу)

5. Подведение итогов конференции.
- Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы?
- О чем заставили задуматься?
-Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова.
Все мы должны помнить слова русского писателя М.М. Пришвина, который сказал: «Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.

Берегите эту Землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

 

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

 

 

 

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.