Friday 27th of April 2018
Авторизация
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Обобщение по разделу: «Люби живое». Урок – конференция . Учитель: Ноздрина Т.И. |
![]() |
Цель: Обобщить знания детей по теме « Люби живое»; Задачи:- воспитывать патриотические чувства к малой родине, любовь и бережное отношение к природе - развивать стремление учащихся активно, наравне со взрослыми участвовать в деле охраны природы; - развивать познавательный стимул учеников, любознательность, стремление поделиться приобретенными знаниями; Оборудование: карточки с текстами, знаки «Правила поведения в природе», иллюстрации животных, таблички с названиями отделов, выставка книг. Ход урока. 1.Орг. момент. 2. Введение в тему. А) Разгадывание кроссворда. По горизонтали: 1. Глаза – на рогах, А домик – на спине. ( Улитка). 2. Не барашек и не кот Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета Для зимы – другого цвета. (заяц) 3. Маленький шарик Под лавкой шарит. ( Мышь). По вертикали: 4. Выпуча глаза сидит, Не по-русски говорит, Родилась в воде, А живёт на земле. (Лягушка). 5. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее.... (лиса) 6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж). 7. Кричит: «Крак!» Червякам – враг. ( Ворона). 8. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (Собака). 9. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Ну, Ну, конечно …( Светлячок) - Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. ( Люби живое). - Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»? (Надпись на доске: « Береги растения, береги животных- всё это частица нашей Родины!» 3.Сообщение темы и цели урока. Открытие конференции - Мы с вами прошли раздел « Люби живое». Прочитали много произведений о природе, о животных. Узнали много нового и интересного. Сегодня мы собрались с вами на необычный урок, урок - конференцию, которая посвящена теме « Земля – наш дом родной». Вспомним ещё раз, какие произведения прочитали. Познакомимся с новой информацией о животных. - В президиум приглашаются корреспонденты « Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Охрана природы». (Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.) 4. Работа над темой урока. Выступления участников конференции. А) -Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту …, представителю отдела «Вести из леса» Корреспондент. Рассказ: «Стая птиц под снегом». «Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался, и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось – целая стая белых куропаток ночевали в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег. - Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке из прочитанных произведений. ( выступления других ребят.) - б) -Слово для выступления предоставляется корреспонденту …, представителю отдела « Рыбацкий узел». Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни. Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками. -В 19 веке бобры чуть не погибли из-за моды на их шикарный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных. Бобры начали быстро плодиться, что в некоторых районах они превратились в настоящих вредителей, затопляя поля, дороги и лесные участки. В таких случаях животных приходилось отлавливать и переселять в более глухие места, где они могут строить запруды, никому не мешая. Ондатра – завезена и выпущена в угодьях России в 1927г. Родина её – Северная Америка. Ондатра ведёт полуводный образ жизни, живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору её скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит по 4 – 7 детёнышей два раза за лето. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями. Ондатра даёт красивый ценный мех. - Ондатра ценится как пушной зверёк. Мех её красивый, тёплый. Ондатра приносит большую пользу тем, что улучшает кислородный режим водоёмов: зимой во льду делает отверстия, а летом выедает жёсткую растительность. Это спасает рыб от нехватки кислорода. Словом, ондатра как ценный вид нуждается в заботе человека. - Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.
- Откуда этот отрывок? ( «Мышонок Пик». В.В.Бианки). - Какая смерть грозила бедному мышонку? В) -Слово корреспонденту из отдела «Почта». Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идёт речь, какую пользу оно приносит. Жалоба 1. « Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая». ( Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. ) Жалоба 2. « На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно». ( Это о летучей мыши. Они охотятся только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых. ) Жалоба 3. « Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что я лучший охотник за полевыми мышами, которые уничтожают урожай». Кто это? - Это сова. Сова с 1964 года находится под охраной государства. Жалоба 4. «Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, опылять их для продолжения рода. Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию. Помогите нам!» - Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня? +Я хочу выступить в защиту кукушки. Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых, кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти. - Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более 1000 вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков спрятавшихся под корой. Сова за лето уничтожает 1000 мышей, а каждая мышь съедает в год 1 кг зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. -В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? ( В.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; В. Астафьев. «Капалуха».) Г)Корреспондент. Я корреспондент из отдела « Охрана природы». Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, лягушки и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. - Давайте вспомним экологические правила. Ученики называют правила, а учитель вывешивает плакаты и знаки с названными правилами: 1. Не разоряй птичьи гнезда. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут на совсем покинуть гнездо. 3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей. 4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. 5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики. 6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого – широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который не вкусен или просто ради забавы. 9. Не разоряй муравейники. 10. Береги лягушек, жаб и их головастиков. Игра «Дополни правильно» а) не разоряй … (птичьих гнезд, муравейников) б) не бери в руки и не уноси домой … (детенышей птиц и зверей) в) не лови … (бабочек, шмелей, стрекоз) г) не рви … (цветы) д) не ломай … (ветки ) е) не … (шуми в лесу) 5. Подведение итогов конференции. - Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? - О чем заставили задуматься? -Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова. Все мы должны помнить слова русского писателя М.М. Пришвина, который сказал: «Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен, будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав. Берегите эту Землю, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»
|
Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes Valid XHTML and CSS.