logo

Saturday 21st of April 2018

Главное меню

Авторизация




Рабочая программа по кубановедению (1-4 классы) Печать

 

Краснодарский край Успенский район с. Марьино

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 С.МАРЬИНО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

решение   педсовета

протокол №1 от 31.08.16

Председатель педсовета

_________Е.В.Шундеева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   кубановедению

Уровень образования (класс)   начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов   135 ч, 1 час в неделю

Учителя: Курнева Н.П., Лопатина Н.Е., Рязанцева Л.И., Ноздрина Т.И.

Программа разработана на основе авторской программы  «Кубановедение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В.

Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2014 г.

 

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты освоения  учебного предметного курса.

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов;
  • воспитательного эффекта.

Воспитательные результаты распределяются по трём  уровням:

  • первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний;
  • второй уровень результатов предполагает  получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения  к базовым ценностям и культурному наследию.
  • третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта  самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами ;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, за свою семью;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование личностного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла изучения малой родины;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
  • наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными  результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской  деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • использование различных способов поиска сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
  • активное использование  речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • аргументация свое точки зрения и оценка событий;
  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
  • освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.

2.Содержание учебного предмета.

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1час)

Раздел 1. Я и моя семья (7часов)

Будем знакомы! Кто я? Какой я?  Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечение членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

Раздел 2. Я и моя школа  (6 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники.  Правила  школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа). Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение".

Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.

Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы.

Что такое духовные святыни. Святые места Кубани.

 

 

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).

Раздел 2. Природа моей местности (12 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало».

Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, услов­ные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила пове­дения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Куль­турные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая по­мощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей мест­ности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Раздел 3. Населённые пункты (6часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».

Населённые пункты моего района. История образования города (райо­на). Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхож­дение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Истори­ческие и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Раздел 4. Труд и быт моих земляков (11 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».

Земляки - жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ре­мёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в на­селённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.

Творческий проект «Труд в моей семье».Годовой исследовательский проект сезонных изменений. «Здравствуй, лето!».

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа). Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на Кубани

Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др

Что такое «красный угол». Иконы, составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон.

Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые заступники Руси.

3 класс (34 часа)

Раздел 1.Введение. «Изучаем родной край» (1 час).

Раздел 2. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов).

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, плавни, лиманы). Солены и пресные водоемы Краснодарского края. Типы почв, распространенные на территории Краснодарского края. Черноземы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели.его охрана. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Раздел 3. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов).

Прошлое и настояшее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея.

Исследовательский проект «Без прошлого нетнастоящего».

Раздел 4. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов).

Твоя родословная. История моей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и

рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

Проектная работа « Казачьему роду нет переводу».

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа). Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края.

Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты)

Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы.

Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья.

4 класс (34 часа)

Раздел 1. Введение. Краснодарский край на карте России (1 час).

Раздел 2. Береги землю родимую, как мать любимую (10 часов).

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств  Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Раздел 3. Земля отцов – моя земля (11 часов).

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом.  Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.

Проектная работа «Земля отцов – моя земля».

Раздел4. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.

Проектная  работа  «Жизнь дана на добрые дела».

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа). Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях.

Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков.

 

Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг.

Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1 класс (33 часа)

 

Содержание (разделы, темы)

 

Количество часов

 

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

 

 

 

всего

 

 

 

Введение

 

1

 

 

 

Мой родной край.

 

 

 

1

 

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.

 

Я и моя семья

7

 

 

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

 

1

 

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рас­сказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

 

Любимые за­нятия.

 

1

 

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Моя семья.

 

1

 

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изо­бражать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семей­ных играх.

 

 

Обязанности и увлечения в нашей семье.

 

1

 

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять до­машние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различны­ми инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

 

Семейные тра­диции. Празд­ники, которые мы отмечаем вместе.

 

2

 

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстри­ровать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.

 

Творческий про­ект «Будем жить одной семьёй».

 

1

 

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анали­зировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.

 

Я и моя школа

6

 

 

Наша школа. Правила поведе­ния в школе.

 

1

 

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.

 

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

 

1

 

Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскур­сии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

 

 

Школьные поручения и обя­занности. Мой

режим дня.

 

1

 

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обо­сновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

Мои однокласс­ники. Правила школьной дружбы.

 

2

 

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной друж­бы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

 

Творческий про­ект «Мы такие разные, но так похожи».

 

1

 

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

 

Я и мои родные места

8

 

 

Главный город Краснодарского края.

 

1

 

Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

 

Достопримеча­тельности.

 

1

 

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об извест­ных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описы­вать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

 

Мой адрес. Ули­ца, на которой я живу.

 

1

 

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, ил­люстративный материал.

 

Правила пове-

 

2

 

Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать прави-

 

дения в обще-

 

 

 

Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. знаки дорожного движения. Классифи-

 

ственных ме-

 

 

 

знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила

 

стах, на улице,

 

 

 

виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с

 

в транспорте.

 

 

 

поведения в общественном транспорте. Сопоставлять нормами. Обсуждала правила перехода через дорогу в зависимости от вида

 

 

 

 

 

свое поведение с нормами.  Составлять план безопасного движения из дома в школу и об-

 

 

 

 

 

движения из дома в школу и обратно.

 

Труд жителей

 

2

 

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих род-

 

моего населён-

 

 

 

сии своих родных, рассказывать об особенности их ных,сказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы пред-

 

ного пункта.

 

 

 

деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуаль-

 

Труд моих

 

 

 

профессий. Обсуждать с одноклассниками тему бережного

 

родных.

 

 

 

отношения к чужому труду.

 

Исследователь-

 

1

 

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом

 

ский проект «Ка-

 

 

 

своем населенном пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказы-

 

кой я житель».

 

 

 

места, парки). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте.

 

 

 

 

 

Анализировать работу каждого участника

 

 

 

 

 

группы в соответствии с поставленной целью.

 

Я и природа

вокруг меня

7

 

 

 

 

Растения и жи-

 

2

 

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным ми-

 

вотные вокруг

 

 

 

животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во

 

меня. Что где

 

 

 

зировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. На-

 

растёт, кто где

 

 

 

Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них,

 

живёт.

 

 

 

иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об

 

 

 

 

 

Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

 

 

Забота о комнат­ных растениях и домашних животных.

 

2

 

Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слу­шать рассказ).

 

Красота при­роды моей мест­ности. Поэты, писатели, худож­ники о красоте родного края.

 

2

 

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.

 

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

 

1

 

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект приро­ды. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

 

Духовные истоки Кубани

4 ч

.

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.

1

Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение".

Традиции казачьей семьи

1

Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.

Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

1

Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы.

Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

1

Что такое духовные святыни. Святые места Кубани.

2 класс (34 часа)

Содержание (разделы, темы)

 

Количество часов

 

Характеристика деятельности обучающихся

 

 

 

всего

 

ауд.

 

не-

ауд.

 

 

 

Введение

1

 

 

 

 

 

 

Символика района (города), в котором я живу.

 

1

 

1

 

 

 

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и гер§ас#6его района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассника­ми составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсион­ного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюде­ниями одноклассников.

 

Природа моей местности

12

 

 

 

 

 

 

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной по­верхности моей местности.

 

2

 

1

 

1

 

Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Ана­лизировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.

 

Водоёмы моей местности и их обитатели.  Правила по­ведения у водоёмов.

 

2

 

1

 

1

 

Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия лю­дей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположен­ные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водо­ёмов.

 

 

Разнообразный   раститель­ный мир моей местности.

 

2

 

1

 

1

 

Перечислять названия растений своей местности. Классифици­ровать растения на группы. Характеризовать культурные и дико­растущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.

 

Лекарственные     растения. Правила сбора и использо­вание  лекарственных  рас­тений.

 

1

 

1

 

 

 

Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализи­ровать правила их сбора. Описывать способы применения лекар­ственных растений.

 

Ядовитые растения.    Пер­вая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

 

1

 

1

 

 

 

Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их ос­новные признаки. Перечислять действия при оказании первой по­мощи при отравлении растениями.

 

Животный мир моей мест­ности.

 

1

 

1

 

 

 

Перечислять названия животных своей местности. Классифициро­вать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, ис­кать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на худо­жественные произведения, картины художников, скульптурные про­изведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллю­стрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку.

 

Красная книга Краснодар­ского края.

 

1

 

1

 

 

 

Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять со­общение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками.

 

Правила  защитников  при­роды.

 

1

 

 

 

1

 

Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы.

 

Исследовательский   проект «Растения   и   животные   в природе и жизни людей».

 

1

 

1

 

 

 

Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекла­му какому-либо изделию или продукту.

 

Населённые пункты

6

 

 

 

 

 

 

Годовой исследовательский проект   сезонных   измене­ний.   Часть   2:   «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта.

 

2

 

1

 

1

 

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произве­дения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Клас­сифицировать названия по различным признакам. Называть фами­лии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об од­ном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.

 

История образования горо­да (района).

 

1

 

1

 

 

 

Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксиро­вать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность.

 

Населённые пункты моего района.

 

1

 

1

 

 

Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пун­ктов на карте своего района, называть их.

 

 

Исследовательский   проект «Где я могу проводить сво­бодное время».

 

2

 

1

 

1

 

Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим инте­ресам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность.

 

Труд и быт моих земляков

11

 

 

 

 

 

 

Казачья станица. Религиоз­ные традиции моих земля­ков.

 

1

 

1

 

 

 

Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять матери­алы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Состав­лять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей мест­ности. Перечислять календарные православные праздники, состав­лять рассказ об одном из них.

 

Особенности         казачьего быта.

 

1

 

1

 

 

Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать ду­ховно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни.

 

Уклад кубанской семьи.

 

1

 

1

 

 

 

Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией.

 

Ремёсла, распространённые в моём районе.

 

1

 

1

 

 

 

Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Со­ставлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубан­скими мастерами.

 

Труженики родной земли.

 

1

 

1

 

 

 

Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечис­лять основные   производства, профессии своих земляков, харак­теризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта».

 

Годовой исследовательский проект   сезонных   измене­ний. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

 

2

 

1

 

1

 

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскур­сии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описы­вать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне.

 

Мои земляки в годы Вели­кой Отечественной войны.

 

1

 

1

 

 

 

Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими.

 

Семья и семейные традиции

 

1

 

1

 

 

 

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать посло­вицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.

 

Творческий   проект   «Труд в моей семье»

 

1

 

1

 

 

 

Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.

 

Годовой исследовательский проект   сезонных   измене­ний. Часть 4: «Здравствуй,

лето!».

 

1

 

1

 

 

 

Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заин­тересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Плани­ровать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный

лист.

 

Духовные истоки Кубани

4 ч

 

 

Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

1

1

 

Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на Кубани

Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.

 

 

Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др

Красный угол. Икона.

 

 

Что такое «красный угол». Иконы, составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон.

"Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя"

 

 

Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые заступники Руси.

3 класс

п/п

 

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

Введение – 1ч

 

Изучаем родной край

Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины.

Нет в мире краше Родины нашей – 10ч.

 

Рельеф Краснодарского края: возвышенности,низменности, равнины, горы.

 

Характеризовать рельев Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

 

 

Природные явления.

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.

 

Стихийные бедствия.

 

 

Водоёмы Краснодарского края. Моря, лиманы, водохранилища

Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

 

Водоёмы Краснодарского края. Реки и озёра.

 

Виртуальная экскурсия по Большому Кавказскому заповеднику».

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие                                                                                                                              «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространенные на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.

 

 

Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем

 

Разнообразие животного мира в прошлом и настоящем

 

Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации ( в том числе Интернете).

 

Красота окружающего мира: талантлтвые люди о нашем крае.

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

 

Проектная работа «Нет в мире краше Родины нашей»

Отвечать на вопросы, выполнять задание, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его

Без прошлого нет настоящего – 9ч.

 

Прошлое и настоящее «Лента времени»

 

Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».

 

 

 

 

Виртуальная экскурсия по городу Краснодару

 

Историческая карта, история на карте. Древние города.

Показывать на карте местоположение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал

 

Историческая карта, история на карте.Переселение казаков на Кубань

Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать их историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.

 

 

Историческая карта, история на карте. Основание городов и станиц

 

С верою в сердце.

Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом или православном празднике), во имя которого освящён храм ( празднуется праздник) в своём городе (районе).

 

Символика Краснодарского края. История и современность.

Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.

 

Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.

 

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его онования, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.

 

Проектная работа «Без прошлого нет настоящего»

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

 

Презентация проекта «Без прошлого нет настоящего»

Казачьему роду нет переводу – 10ч.

 

Твоя родословная

 

Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать , генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».

 

Ты и твоё имя, имена в моей семье.

Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именами родных и друзей.

 

Из истории кубанских фамилий

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

 

Мама. Портрет твоей мамы

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.) Составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях- героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.

 

Твои земляки-труженики

 

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях.

 

Труженики нашего села.

 

Кубанские умельцы

Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.

 

Умельцы нашего района.

 

Народные обычаи и традиции

 

Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

 

Казачий фольклор

 

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу»

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его

 

Презентация проекта «Казачьему роду нет переводу»

 

Духовные истоки Кубани

4 ч

 

Святые источники Кубани

Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края.

 

Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.

Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты)

 

Именины.

Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы.

 

Подвиг материнства.

Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья.

 

Итого

34 ч

 

4 класс

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД).

 

Введение

1

 

Краснодарский край на карте России.

 

Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы и соседей Красно­дарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Береги землю родимую, как мать любимую.

10

 

Природные зоны Краснодарского края. Заочное путешествие.

 

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Природная зона нашей местности.

Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповед­ника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.

Естественные и ис­кусственные водоёмы Краснодарского края.

Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Ана­лизировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению во­доёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очист­ке водоёмов.

Использование и охрана водоёмов.

Типы почв. Защита и охрана почв.

Характеризовать основные типы почв, распространенные в Красно­дарском крае. Показывать территорию их распространения на кар­че-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Крас­нодарского края стране. Анализировать различные меры, принимае­мые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ заметку в газету об охране и защи­те почв с иллюстрациями.

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описы­вать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

Полезные ископаемые Краснодарского края. Экскурсия.

Значение природных богатств Краснодар­ского края для жителей России.

Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргу- ментировать его.

Береги землю родимую, как мать любимую. Проектная работа.

Земля отцов – моя земля

 

Историческое прошлое Кубани

8 ч

 

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.

Исследовать и характеризовать исторические вещественные источни­ки. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исто­рического источника. Определять по карте Краснодарского края сто­янку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Древние жилища. Со­временный облик края.

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох.

Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды раз­личных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Сопоставлять место проживания, географические особенности с ви­дом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельца­ми. Наблюдать за их работой и описывать её.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные наци­ональные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Письменные источники.

Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источни­ков в будущем.

Устная история родного края.

Определять, каким образом отразились культурно-исторические тра­диции в устном народном творчестве.

Устная история родного края. Творческая работа.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

Админи­стративная карта Краснодарского края

3 ч

 

Современная админи­стративная карта Краснодарского края. Районы Краснодарскою края.

Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов.

Екатеринодар - Красно­дар. Краснодар - ад­министративный центр Краснодарского края.

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, ис­пользуя различные исторические источники. Характеризовать поня­тие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.

Земля отцов - моя земля.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письменный исторический источ­ник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Земля отцов - моя земля.

Проектная работа.

Жизнь дана на добрые дела

8

 

Просветители земли кубанской.

 

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.

Защитники Отечества.

Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фикси­ровать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков.

Проект «Книга славы».

Труженики полей.

Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных- селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Сопоставлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.

Радетели земли кубанской.

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассни­ков, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбо­ру: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).

Наши земляки – гордость страны.

Ты – наследник земли отцов.

Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с цепями общества, в котором живёшь. Обозначать степень от­ветственности за сохранение культурно-исторического наследия.

Жизнь дана на добрые дела.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анали­зирован, картину художника, высказывать своё мнение и аргументи­ровать его.

Жизнь дана на добрые дела. Проектная работа.

 

 

Духовные истоки Кубани

 

4 ч

 

Библия. Библиотеки.

Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях.

Культурное наследие Кубани.

Музеи - хранители материальной и духовной культуры

 

 

Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.

 

Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков.

 

Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг.

 

Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов.

СОГЛАСОВАНО

 

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 12

от 27.08. 2016 года № 1

___________        Лопатина Н.Е.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

____________   Ноздрина Т.И.

 

29.08. 2016 года

 

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.