logo

Wednesday 21st of November 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Открытые уроки План – конспект урока литературы в 10 классе
План – конспект урока литературы в 10 классе Печать

План – конспект  урока литературы в 10 классе

на тему «Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Кирейшина И.И.

Цель. Рассмотреть основные темы  лермонтовской лирики, ее особенности, развивать умение анализировать стихи, находить средства художественной выразительности, воспитывать любовь к родине.

Оборудование. Мультимедийная  установка, учебник. тетрадь, рабочий лист, тексты стихов Лермонтова.

Ход урока.

1.Оргмомент. (Объявление темы и цели урока).

2.Опрос. Проектная деятельность учащихся. Составление презентации  и выступление по теме:

а).Биография Лермонтова.

- М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году в Москве, в доме генерал-майора Толя у Красных ворот, на месте которого сейчас находится высотное здание. Отец его – Юрий Петрович Лермонтов, офицер в отставке. Мать Мария Михайловна Арсеньева – единственная дочь в богатой семье. (На м/м портреты родителей). Она умерла, когда сыну еще не исполнилось 3 года, и воспитывала будущего поэта его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. (На м/м портрет бабушки). Она обещала дать мальчику хорошее образование, после ее смерти все состояние должно было отойти к внуку, но с обязательным условием: он должен жить у нее.

И бабушка делала все, чтобы внук мог учиться, развиваться физически. Вместе с ранним развитием умственных способностей очень рано пробудились у Лермонтова любовь к природе, поэтическое восприятие мира. Современники вспоминали, что едва лепетавший ребенок с удовольствием прислушивался к созвучиям, что он, еще плохо умея ходить, очень любил рисовать на полу.

Беспокоясь о слабом здоровье любимого внука, бабушка трижды – 1818, 1820 и1825 г. – вывозила Лермонтова на Кавказ для лечения. Лермонтов на всю жизнь сохранил чувство восхищения дикой поэтической природой Кавказа и мужеством местного населения. Вскоре поэту предстояло снова увидеть эту величественную красоту. После стихотворения «Смерть Поэта» его взяли   под арест, а затем перевели в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе, где шла война с горцами.

Бабушка хлопотала за внука, и вот он снова на родине, но недолго пробыл поэт дома. За дуэль с французом Барантом его опять сослали на Кавказ. В Пятигорске  на одном из вечеров он повздорил с Мартыновым, состоялась дуэль, на которой поэт был убит.

Убит! К чему теперь рыданья.

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья -

Судьбы свершился приговор.

Эти слова Лермонтов посвятил А.С.Пушкину, но он не знал, что через 3 года сам будет  убит безжалостной рукой.

б) Лермонтов на Кубани.

После ареста Михаила Юрьевича отправляют на Кавказ. В мае 1837 года он прибыл в Ставрополь, затем  Пятигорск, Грузия, снова Ставрополь. Отсюда и началось его путешествие по Кубани. Он должен был попасть в отряд Вельяминова где-то в районе Геленджика. И вот через станицы Григорополисскую, Темижбекскую, Кавказскую и Тифлисскую,  через старинные черноморские куренные селения поэт добрался до Екатеринодара.

И дальше в путь! Через Темрюк до Тамани. Городишко уже спал, когда к его воротам подкатила тележка с путниками: кучер, офицер, денщик при нем. Начали искать хату прибывшему офицеру Михаилу Лермонтову.

Вспоминая об этом, Лермонтов напишет в повести «Тамань»: 

«Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. (на м/м фото).   Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое окно ворвался морской ветер. Я вытащил из кармана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставив в угол шашку и ружье, пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке».

В Тамани поэт пробыл 4 дня, а затем в Ольгинское. Прощай, Таманская земля! В дорожном чемодане Лермонтова – карандашный рисунок: залив, лодка, корабль, вдали – Лысая гора, а вблизи – хата, крытая камышом.

На мультимедийной установке – карандашный рисунок М.Ю.Лермонтова.

В Тамани есть музей М.Ю. Лермонтова. В специально построенном здании размещена литературная экспозиция. Музей открылся в 1976 году. А еще там есть памятник М.Ю. Лермонтову, открытый в 1984 году, автор его И.Д. Бродский. (на мультимедиа памятник Лермонтову).

В Нижегородском драгунском полку Лермонтов познакомился с декабристом Одоевским, который затем умер от лихорадки в Лазаревском форте. Лермонтов посвятил ему одно из самых светлых стихотворений «Памяти Одоевского».

И вкруг твоей могилы неизвестной,

Все, чем при жизни радовался ты,

Судьба соединила так чудесно:

Немая степь синеет, и венцом

Серебряным Кавказ ее обьемлет;

Над морем он, нахмурясь тихо дремлет,

Как великан, склонившись над щитом,

Рассказам волн кочующих внимая,

А море Черное шумит, не умолкая.

Вот такой видел поэт нашу Кубань.

3). Новый материал.

а).Тема одиночества. Чтение стихотворений учащимися.

- «Парус» (Что отразил автор  в этом стихотворении?)

- «Тучи» (Найти изобразительные средства, используемые автором).

-«На севере диком…» (Как отражена тема одиночества?)

-«Выхожу один я на дорогу…» (Словесное рисование).

Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).

 

Тема

Стихи

Лейтмотив

Тема одиночества

«Парус», «Тучи», На севере диком…», «Утес», «Сон», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу...

Пустыня внемлет богу…

 

б).Тема родины. Чтение стихотворений учащимися.

-«Прощай, немытая Россия!»

-«Родина». (Почему любовь поэта странная?)

 

Тема

Стихи

Лейтмотив

Тема родины

«Бородино», «Два великана»,«Прощай, немытая Россия!» «Родина».

 

Люблю Отчизну я, но странною любовью...

 

Итог(учащиеся заполняют рабочие листки).

 

в).Тема природы. Чтение стихотворений учащимися.

-  «Кавказ». (Для чего использует автор рефрен?)

-  «Когда волнуется желтеющая нива…». (Какие строки в стихотворении  главные?)

Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).

 

Тема

Стихи

Лейтмотив

Природы

«Кавказ»,  «Кавказу», «Синие горы Кавказа…», «Когда волнуется желтеющая нива…».

Тогда смиряется души моей тревога…

И в небесах я вижу бога.

 

г) Тема поэта и поэзии. Чтение стихотворений учащимися.

-«Поэт» (С кем сравнивается поэт?)

-«Пророк» (сравнить со  стихотворением А.С.Пушкина).

Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).

 

Тема

Стихи

Лейтмотив

Тема поэта и поэзии

«Нет, я не Байрон…», «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

 

д). Тема любви. Чтение стихотворений учащимися.

-«Я не унижусь пред тобою…»(В чем особенность любви  лирического героя ).

-« Она не гордой красотою…»(Кому посвящено стихотворение?)

Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).

 

Тема

Стихи

Лейтмотив

Тема любви

«Я не унижусь пред тобою…»,« Она не гордой красотою…»,»Они любили друг друга так долго и нежно…».

Я не унижусь пред тобою…

 

4. Итоги.

5.Домашнее задание. Написать сочинение «Что мне нравится в лирике М.Ю.Лермонтова?»

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.