logo

Sunday 18th of November 2018

Главное меню

Авторизация




Рабочая программа по литературе 8-9 классы БУП Печать

 

 

Краснодарский край, Успенский район, село Марьино,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 с. Марьино

муниципального образования Успенский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  31.08.2015 года протокол № 1

Председатель ________Е.В.Шундеева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  литературе

Уровень образования  (класс) основное общее,  8-9 классы.

Количество часов   170 ч

Составители                    Кирейшина И.И.,   Малышева Т.М.

Программа разработана на основе примерной программы по литературе основного общего образования (базовый уровень) Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, авторской программы «Литература. 5 – 11 классы. (Базовый уровень)», автор В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,  2008 год.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 8-9 классы  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

· Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по литературе, утвержден Приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.(ФКОСГ- 2004)

· Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 28, 47, 48, 77).

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03. 2004г. № 1312 ( в редакциях от 20.08.2008, № 241. от 30.08. 2010, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 № 2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных школ РФ, реализующих программы общего образования.

· Примерная программа основного общего образования по литературе

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников для 8 – 9  классов под редакцией В.Я.Коровиной. Программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы, конкретизирует  содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса русского языка, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание  собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять  библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

Литература как учебный предмет обладает  огромным  воспитательным потенциалом , дающим учителю возможность  не только  развивать  интеллектуальные  способности  учащихся , но и формировать их ценностно  мировоззренческие ориентиры, которые  позволят им адекватно воспринимать  проблематику  произведений отечественной классики, т.е. включаться  в диалог с писателем . Приобщение к  «вечным»ценностям, исповедуемым литературной   классикой, является  одним из главных  направлений  школьного литературного образования и способствует  постановке  таких  его приоритетных  целей, как :

Воспитание  духовно  развитой личности, испытывающей потребность  в саморазвитии и внутреннем  обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного  духовного опыта  в общественной практике;,

Формирование  гуманистического мировоззрения ,базирующегося  на понимании ценности человеческой  личности, признании за нею права  на свободное  развитие  и проявление  её творческих способностей ;

Формирование основ  гражданского самосознания , ответственности  за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной  позиции;

Воспитание чувства патриотизма , любви к Отечеству и его великой  истории и  культуре , а также  уважения к истории  и традициям  других  народов;

Развитие нравственно-эстетического подхода  к оценке  явлений  действительности, стремления  к красоте  человеческих  взаимоотношений , высокие образцы которых  представлены в произведениях  отечественной классики;

Приобщение  к творческому  труду, направленному  на приобретение  умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения  литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Курс литературы  в 5-8классах  строится на основе   сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического  принципов. В 9 классе  начинается  линейный курс  на историко-литературной  основе(древнерусская литература-литература ХVIIIв.-литература первой половины  ХIХ в.),которое продолжается  в старшей школе.

Содержание  каждого курса (класса) включает в себя  произведения  русской и зарубежной  литературы, поднимающие  вечные проблемы(добро, зло, жестокость  и сострадание, великодушие, прекрасное  в природе и человеческой жизни, роль  и значение  книги  в жизни писателя и читателя  и т.д.)

В каждом из курсов затронута одна  из ведущих  проблем(например, в 5 классе- внимание  к книге; в 6 классе- художественное произведение  и автор, характеры героев; в 7классе- особенности  труда писателя , его позиция изображение человека  как важнейшая  проблема  литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы  и истории(подготовка к восприятию курса на   историко –литературной  основе), в 9 классе- начало курса на историко-литературной основе)

В рабочей программе  курс каждого класса  представлен разделами:

1.Устное народное творчество

2.древнерусская литература

3.Русская литература Х VIII века

4.Русская литературы ХIХ века

5Русская литература ХХ века

6.Литература народов России

7.Зарубежная литература

8.Обзоры

9.Сведения по теории и истории литературы

III.    Место  курса «Литература» в базисном учебном плане/

Обязательное изучение литературы  на этапе   8 – 9 класса предусматривает ресурс  учебного  времени  в объёме 204 часа

Согласно учебному плану школы на изучение литературы отводится:

в 8 классе-68ч. (2ч в неделю),

в 9 классе-102ч. (3ч в неделю).

IV. Содержание программы.

8 класс

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Устное народное творчество.

3

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне.

Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Из древнерусской литературы

3

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд».  Изображение действительных и вымышленных событий. Сатира на судебные порядки.

Из литературы 18века.

2

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина.

Из литературы 19века.

32

И.А.Крылов.

2

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»

Вн.чт. И.А.Крылов. Многогранность личности баснописца.

К.Ф.Рылеев

1

К.Ф.Рылеев. Рассказ о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы.

А.С.Пушкин

9

А.С.Пушкин. Отношение поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Отклик на восстание декабристов.

А.С.Пушкин. «История Пугачева». История пугачевского восстания  в историческом труде.

Роман «Капитанская дочка».Гринев- жизненный путь героя. Гринев и Швабрин.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая  правда и художественный вымысел.

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Р/Р. Подготовка к  сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Р/Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вн.чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей.

М.Ю.Лермонтов.

5

М.Ю.Лермонтов.Жизнь и творчество. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше. Свободный дух героя.

Мцыри как романтический герой.

Образ монастыря и образы природы,их роль в произведении.

Р/Р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Р.р. Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Н.В.Гоголь.

7

Н.В.Гоголь. Отношение к истории, исторической теме в произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии.

Разоблачение пороков чиновничества.

Хлестаков и миражная интрига. Хлестаковщина как общественное явление.

Р/Р.Особенности композиции. Новизна финала, немой сцены.

Вн.чт. «Шинель». Образ маленького человека в литературе.

Р/Р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

М.Е.Салтыков – Щедрин.

2

М.Е.Салтыков – Щедрин. Рассказ о писателе. «История создания одного города».

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Н.С.Лесков

1

Н.С.Лесков. Рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа.

Л.Н.Толстой

4

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «После бала». Идея разделенности двух Россий.

Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя.

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова.

А.П.Чехов

1

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.

Из русской литературы XXвека.

21

Русская литература начала XXвека.

10

И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви. Психологизм прозы.

А.И.Куприн. Рассказ о писателе. «Куст сирени».

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени».

А.А.Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание, смысл.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев».Поэма на историческую тему. Характер Пугачева.

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

И.С.Шмелев. Рассказ о писателе. «Как я стал писателем».

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий М.Зощенко, Теффи.

М.А.Осоргин. Рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

Р.р. Творческая работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

А.Т.Твардовский

3

А.Т.Твардовский. Рассказ о писателе. «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Композиция и язык поэмы Твардовского «Василий Теркин». Юмор. В поэме.

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

1

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

4

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Р.Р Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в литературе XXвека».

Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XXвека».

Поэзия родной природы

2

Вн.чт.Русские поэты о Родине, родной природе.

Вн.чт. Поэты русского зарубежья об оставленной  ими  Родине.

Из зарубежной литературы

7

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

Сонеты Шекспира. Живая мысль, подлинные горячие чувства.

«Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера.

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство.

Вальтер Скотт. «Айвенго». Средневековая Англия в историческом романе.

9 класс.

Литература как искусство слова.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

1

Из древнерусской литературы

3

Патриотический пафос древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Историческая основа памятника, его сюжет.

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова".

Из литературы ⅩⅧ века.

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм.

М.В. Ломоносов

2

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Прославление Родины, мира, науки в «Оде на день восшествия…».

Г.Р. Державин

2

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество.   «Властителям и судиям».

«Памятник». Мысль о бессмертии поэта.

А.Н. Радищев.

1

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествии из Петербурга в Москву»

Н.М. Карамзин

1

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.

Из литературы ⅩⅨ века.

Общая характеристика литературы ⅩⅨ века.

1

В.А. Жуковский

1

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы невыразимого в слове и чувстве.

А.С. Грибоедов.  «Горе от ума»

8

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

«Горе от ума». Специфика жанра комедии.

Искусство  построения интриги  Смысл названия и проблема ума в комедии «Горе от ума» .

Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров.

"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

Р.Р Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

Р.Р Подготовка к сочинению по  комедии «Горе от ума»

Р.Р Сочинение по комедии «Горе от ума»

А.С. Пушкин

19

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина.

Одухотворенность, чистота чувства любви в творчестве А.С.Пушкина.

Тема творчества в лирике А.С.Пушкина.

Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина.

Поэма «Цыганы» как романтическое произведение. Герои поэмы..

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения» и «злодейства».

«Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал.

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе.

Онегин и Ленский.

Татьяна –милый идеал Пушкина.

Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.

Образ автора в романе «Евгений Онегин».

Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского.

Р.Р Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

Р.Р Сочинение по творчеству А .С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов

14

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций

Мотивы вольности и одиночества в лирике.

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимович».

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера. «Тамань».

«Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера.

Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.

Р.Р.Белинский о творчестве Лермонтова. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Р.Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Поэты пушкинской поры.

3

К.Н. Батюшков. Свобода, музыкальность стиха

А.В. Кольцов. Слово о поэте. Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова.

Е.А. Баратынский. Слово о поэте. Русские корни и национальный характер поэзии.

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

11

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.

История замысла, жанр и композиция поэмы «Мертвые души»

Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

Художественные особенности прозы Гоголя

Эволюция образа автора. Поэма в оценке Белинского.

Р.р Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Р.р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

А.Н. Островский. «Бедность не порок»

1

А.Н. Островский. «Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

1

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского  мечтателя» в повести.

Л.Н. Толстой. «Юность»

1

Обзор содержания автобиографической трилогии.

А.П. Чехов

2

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе ⅩⅨ века.

«Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе.

Из поэзии ⅩⅨ века

1

Беседа о Н.А.Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А.Фете.

Из русской литературы ХХ века

Богатство и разнообразие жанров и видов прозаических произведений

1

И.А. Бунин. «Темные аллеи»

2

История любви людей из разных социальных слоев в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

2

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».Смысл названия повести. Система образов.

Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротесков в повести.

М.А. Шолохов. «Судьба человека».

2

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека.

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика.

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

3

А.И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.

Образ праведницы. Трагизм героини.

Контрольная работа по произведениям второй половины ⅩⅨ и ХХ вв.

Из русской поэзии ХХ века.

12

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений и жанров.

Слово об А.А.Блоке. Глубокое, проникновенное чувство родины в стихах поэта.

С. А. Есенин. Слово о поэте.Тема любви в лирике поэта.

В. В.Маяковский. Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви.

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии..

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке  и природе.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Р.Р Сочинение по поэзии Серебряного века

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о родине, о природе.

Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ века.

Песни и романсы на стихи поэтов ХХ века.

Из зарубежной литературы

7

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте Любовь как выражение глубокого чувства.

Множественность смыслов «Божественной комедии» Данте Алигрьери.

Универсально-философский характер «Божественной комедии»

«Гамлет» Шекспира - «пьеса на все века». Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.

Философская глубина трагедии «Гамлет».

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.

V. Тематическое планирование.

Раздел, тема

Часы

Содержание

1.

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

1

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Устное народное творчество.

3

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни. Частушки. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

2.

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне.

1

3.

Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек.

1

4.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Из древнерусской литературы

3

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Художественные особенности содержания и формы воинской повести и жития. «Шемякин суд» как сатирическое произведение  ХVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальное представление). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальное представление).

5.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

1

6.

Художественные особенности воинской повести и жития.

1

7.

«Шемякин суд».  Изображение действительных и вымышленных событий. Сатира на судебные порядки.

1

Из литературы 18века.

2

Д.И.Фонвизин.  «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

8.

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1

9.

Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Из литературы 19века.

32

И.А.Крылов

2

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.  Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

10.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. «Лягушки, просящие царя» и «Обоз»

1

11.

Вн.чт. И.А.Крылов. Многогранность личности баснописца.

1

К.Ф.Рылеев

1

К.Ф.Рылеев. Дума  «Смерть Ермака». Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Образ Ермака Тимофеевича.

12.

К.Ф.Рылеев. Рассказ о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы.

1

А.С.Пушкин

9

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в русской литературе.  Стихотворения «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. «История  Пугачёва» (отрывки).  История  пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к  Пугачёву народа,  дворян и  автора. «Капитанская дочка». История создания произведения. Историческая   правда и художественный вымысел в повести. Особенности композиции. Роль эпиграфа Гринёв:  жизненный путь героя.  Формирование характера и взглядов  героя.  Швабрин - антигерой. Маша Миронова – нравственная красота героини. Пугачёв и народное восстание в произведении  и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Четыре встречи Пугачёва и Гринёва. А.С.Пушкин.  «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов - персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

13.

А.С.Пушкин. Отношение поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Отклик на восстание декабристов.

1

14.

А.С.Пушкин. «История Пугачева». История пугачевского восстания  в историческом труде.

1

15.

Роман «Капитанская дочка».Гринев- жизненный путь героя. Гринев и Швабрин.

1

16.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

1

17.

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая  правда и художественный вымысел.

1

18.

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

1

29.

Р/Р. Подготовка к  сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

20.

Р/Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

21.

Вн.чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей.

1

М.Ю.Лермонтов.

5

М.Ю.Лермонтов.  «Мцыри».  Романтически – условный историзм поэмы. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и природы в поэме, их роль в произведении. Идейное содержание поэмы. Композиция поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

22.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

1

23.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше. Свободный дух героя.

1

24.

Мцыри как романтический герой.

1

25.

Образ монастыря и образы природы,их роль в произведении.

1

26.

Р/Р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1

Р.р. Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Н.В.Гоголь.

7

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и  её  первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Образ  Хлестакова в комедии «Ревизор». Понятие о « миражной интриге».  Хлестаковщина  как нравственное явление. Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика гоголевской сатиры.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. Шинель». Образ  «маленького человека» в литературе. Потеря  Башмачкиным  лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Мечта и реальность в повести  «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

27.

Н.В.Гоголь. Отношение к истории, исторической теме в произведении.

1

28.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии.

1

29.

Разоблачение пороков чиновничества.

1

30.

Хлестаков и миражная интрига. Хлестаковщина как общественное явление.

1

31.

Р/Р.Особенности композиции. Новизна финала, немой сцены.

1

32.

Вн.чт. «Шинель». Образ маленького человека в литературе.

33.

Р/Р Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

М.Е.Салтыков – Щедрин.

2

М.Е.Салтыков – Щедрин.  «История одного города» (отрывок). Художественно – политическая  сатира  на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.

Теория литературы Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные  представления). Эзопов язык (развитие понятия).

34.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Рассказ о писателе. «История создания одного города».

1

35.

Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

1

Н.С.Лесков

1

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Сатира на чиновничество. Защита   беззащитных.  Деталь как средство создания образа в рассказе

36.

Н.С.Лесков. Рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа.

1

Л.Н.Толстой

4

Л.Н.Толстой.  «После бала». Социально – нравственные проблемы в рассказе  Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Теория литературы. Художественная деталь  Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

37.

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «После бала». Идея разделенности двух Россий.

1

38.

Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя.

1

39.

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

40.

Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова.

1

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева,  А.А.Фета,  А.Н.Майкова

А.П.Чехов

1

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

Теория литературы Психологизм художественной литературы.

41.

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье.

1

Из русской литературы XXвека.

21

Русская литература начала XXвека.

10

42.

И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви. Психологизм прозы.

1

И.А.Бунин.  «Кавказ».  Повествование о любви в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

43.

А.И.Куприн. Рассказ о писателе. «Куст сирени».

1

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

44.

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в рассказе «Куст сирени».

1

45.

А.А.Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание, смысл.

1

А.А.Блок.  «Россия».  Ист. тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Образ России

46.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев».Поэма на историческую тему. Характер Пугачева.

1

С.А.Есенин.  «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

47.

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина.

1

48.

И.С.Шмелев. Рассказ о писателе. «Как я стал писателем».

1

И.С.Шмелёв. «Как  я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

49.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий М.Зощенко, Теффи.

1

Писатели улыбаются. Журнал  «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы  создания  сатирического повествования

М.Зощенко. «История болезни»;  Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах  сатириконцев

50.

М.А.Осоргин. Рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

1

М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Для самостоятельного чтения.

51.

Р.р. Творческая работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

А.Т.Твардовский

3

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме. Теория литературы Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальное представление).

52.

А.Т.Твардовский. Рассказ о писателе. «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни.

1

53.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

1

54.

Композиция и язык поэмы Твардовского «Василий Теркин». Юмор. В поэме.

1

55.

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

1

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

4

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину: М.Исаковский, Б.Окуджава, А.Фатьянов,  Л.Ошанин и др. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата

56.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.

1

57.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

1

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства

Теория литературы Герой-повествователь (развитие представлений).

58.

Р.Р Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в литературе XXвека».

1

59.

Р.Р. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XXвека».

1

Поэзия родной природы

2

60.

Вн.чт.Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Русские поэты о Родине, родной природе.

61.

Вн.чт. Поэты русского зарубежья об оставленной  ими  Родине.

1

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов

Из зарубежной литературы

7

У.Шекспир.  «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Ромео и Джульетта как символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты У.Шекспира.  «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии

Ж. – Б.Мольер.  «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм (развитие понятий).

Д.Свифт.  «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

В.Скотт.  «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним» образом.

62.

Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

1

63.

Сонеты Шекспира. Живая мысль, подлинные горячие чувства.

1

64.

«Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

1

65.

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

66.

Особенности классицизма в комедии. Народные истоки смеха Мольера.

1

67.

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство.

1

68.

Вальтер Скотт. «Айвенго». Средневековая Англия в историческом романе.

1

 

 

 

9 класс

1

Литература как искусство слова.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Из древнерусской литературы

3

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).   «Слово о полку Игореве» . Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

2

Патриотический пафос древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

1

3

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Историческая основа памятника, его сюжет.

1

4

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова".

1

Из литературы ⅩⅧ века.

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

5

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм.

1

М.В. Ломоносов

2

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения).

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха

6

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

7

Прославление Родины, мира, науки в «Оде на день восшествия…».

1

Г.Р. Державин

2

Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

8

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество.   «Властителям и судиям».

1

9

«Памятник». Мысль о бессмертии поэта.

1

А.Н. Радищев.

2

А.Н. Радищев

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

10

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествии из Петербурга в Москву»

1

Н.М. Карамзин

1

11

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей.

Из литературы ⅩⅨ века.

12

Общая характеристика литературы ⅩⅨ века.

1

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

В.А. Жуковский

1

Жизнь и творчество

Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

13

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы невыразимого в слове и чувстве.

1

А.С. Грибоедов.  «Горе от ума»

8

А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

15

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

1

14

«Горе от ума». Специфика жанра комедии.

1

15

Искусство  построения интриги  Смысл названия и проблема ума в комедии «Горе от ума» .

1

16

Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров.

1

17

"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание.

1

18

Р.Р Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

1

19

Р.Р Подготовка к сочинению по  комедии «Горе от ума»

1

20

Р.Р Сочинение по комедии «Горе от ума»

1

А.С. Пушкин

19

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух  других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

21

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

1

22

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

23

Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина.

1

24

Одухотворенность, чистота чувства любви в творчестве А.С.Пушкина.

1

25

Тема творчества в лирике А.С.Пушкина.

1

26

Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина.

27

Поэма «Цыганы» как романтическое произведение. Герои поэмы..

1

28

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения» и «злодейства».

29

«Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал.

1

30

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе.

1

31

Онегин и Ленский.

32

Татьяна –милый идеал Пушкина.

1

33

Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.

1

34

Образ автора в романе «Евгений Онегин».

1

35

Проблема финала.  Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

36

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского.

1

37

Р.Р Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

1

38

Р.Р Сочинение по творчеству А .С.Пушкина.

1

М.Ю. Лермонтов

14

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

39

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций

1

40

Мотивы вольности и одиночества в лирике.

41

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии.

42

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

43

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

44

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

45

Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

46

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

47

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимович».

1

48

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера. «Тамань».

1

49

«Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера.

1

50

Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина.

1

51

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.

1

52

Р.Р.Белинский о творчестве Лермонтова. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

53

Р.Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

1

Поэты пушкинской поры.

3

К.Н. Батюшков Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.

А.В. Кольцов Слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес». Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.

Е.А. Баратынский) Слово о поэте. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы  поэта и поэзии.

54

К.Н. Батюшков. Свобода, музыкальность стиха

1

55

А.В. Кольцов. Слово о поэте. Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова.

1

56

Е.А. Баратынский. Слово о поэте. Русские корни и национальный характер поэзии.

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

7

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

57

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества.

1

58

История замысла, жанр и композиция поэмы «Мертвые души»

1

59

Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

1

60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

61

Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

62

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

63

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

1

64

Художественные особенности прозы Гоголя

65

Эволюция образа автора. Поэма в оценке Белинского.

1

66

Р.р Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

67

Р.р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

А.Н. Островский. «Бедность не порок»

1

А.Н. Островский. «Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

68

А.Н. Островский. «Бедность не порок» Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

1

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского  мечтателя» в повести.

69

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского  мечтателя» в повести.

1

Л.Н. Толстой. «Юность»

1

Обзор содержания автобиографической трилогии.

70

Обзор содержания автобиографической трилогии.

1

А.П. Чехов

2

А.П. Чехов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

71

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе ⅩⅨ века.

1

72

«Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе.

1

Из поэзии ⅩⅨ века

1

А.А. Фет . Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы.

73

Беседа о Н.А.Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А.Фете.

1

74

Из русской литературы ХХ века

Богатство и разнообразие жанров и видов прозаических произведений

1

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

И.А. Бунин. «Темные аллеи»

2

История любви людей из разных социальных слоев в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

75

История любви людей из разных социальных слоев в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

1

76

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

2

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».Смысл названия повести. Система образов.

Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротесков в повести.

77

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».Смысл названия повести. Система образов.

1

78

Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротесков в повести.

1

М.А. Шолохов. «Судьба человека».

2

М.А. Шолохов . Жизнь и творчество

Рассказ «Судьба человека».  Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

79

М.А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека.

1

80

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика.

1

А.И. Солженицын. «Матренин двор»

3

А.И. Солженицын . Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор».Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

81

А.И. Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни.

1

82

Образ праведницы. Трагизм героини.

1

83

Контрольная работа по произведениям второй половины ⅩⅨ и ХХ вв.

1

Из русской поэзии ХХ века.

12

84

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений и жанров.

1

85

Слово об А.А.Блоке. Глубокое, проникновенное чувство родины в стихах поэта.

1

А.А. Блок Слово о поэте. Стихотворение «Русь»

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

86

С. А. Есенин. Слово о поэте.Тема любви в лирике поэта.

1

С.А. Есенин . Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»  Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

87

В. В.Маяковский. Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви.

1

Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви.

88

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви.

1

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви.

89

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии..

1

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

90

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке  и природе.

1

Слово о поэте. Стихотворения о человеке  и природе.

91

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

1

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

92

Р.Р Сочинение по поэзии Серебряного века

1

93

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о родине, о природе.

1

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о родине, о природе.

94

Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ века.

1

Песни и романсы на стихи поэтов ⅩⅨ века.

95

Песни и романсы на стихи поэтов ХХ века.

1

Песни и романсы на стихи поэтов ХХ века.

Из зарубежной литературы

7

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте Любовь как выражение глубокого чувства.

Множественность смыслов «Божественной комедии» Данте Алигрьери.

Универсально-философский характер «Божественной комедии»

«Гамлет» Шекспира - «пьеса на все века». Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.

Философская глубина трагедии «Гамлет».

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.

Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла.

96

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте Любовь как выражение глубокого чувства.

1

97

Множественность смыслов «Божественной комедии» Данте Алигрьери.

1

98

Универсально-философский характер «Божественной комедии»

1

99

«Гамлет» Шекспира - «пьеса на все века». Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.

1

100

Философская глубина трагедии «Гамлет».

1

101

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.

1

102

Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла.

1

 

 

 

 

 

VI. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

Список литературы

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 9 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8-9 классы / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

5. ЛЛитература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

6. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

7. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

8. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CDROM.

2. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

3. Литература: 9 класс: Хрестоматия художественных произведений / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 448 с. — Пер.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.

5. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.

1. ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ

1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Материально-техническая база:

1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

2. Мультимедиапроектор

3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет)

4. Принтер лазерный.

5. Экран навесной

6. Видеоплеер, DVD-плеер (видеомагнитофон).

Информационные ресурсы в интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

http://www.gramma.ru Культура письменной речи.

http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы.

http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор».

http://www.svetozar.ru/ "Светозар".

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ.

http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.

http://mlis.ru/ Методология и практика русского языка и литературы

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".

http://old-russian.narod.ru/ Древнерусская литература.

http://www.klassika.ru/ Классика.

http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html Урок литературы.

http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе.

http://philolog.pspu.ru/ Филолог.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей гуманитарного цикла СОШ № 12

от 27.08.2015 года № 1

___________    Кирейшина И.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     Ноздрина Т.И.

от 28.08. 2015 года

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.