logo

Thursday 19th of July 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Открытые уроки План – конспект урока русского языка в 7 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе Печать

План – конспект  урока русского языка в 7 классе

на тему «Частица как часть речи»

Подготовила: учитель русского языка и литературы Кирейшина И.И.

 

Цель: Дать понятие частицы как служебной части речи, познакомить с разрядами частиц, научить находить их в тексте, продолжить работу по развитию речи учащихся, воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважительное отношение к людям разных национальностей.

 

Оборудование: индивидуальные карточки, учебник, мультимедиа.

Ход урока.

I.                   Оргмомент. (запись числа, темы, объявление цели урока).

II.                Новый материал.

1.Все внимание на экран(появляется 2 отрывка из стихов поэтов Успенского района)

Мне это с детства знакомо до боли:

И берег высокий, и луг, и поля…

И не желаю себе иной доли-

Была бы счастливой сторонка моя.

Г.Золотов.

То земля, где жили наши предки,

Мир они для нас всех сберегли.

Пусть всегда обходят горе , беды

Каждый метр завещанной земли!

А. Нарт

-          Почитайте отрывки из стихотворений поэтов Успенского района.

-          Что общее связывает их?

(Любовь к родной земле, желание видеть ее счастливой, чтобы беды и горести обошли ее стороной).

-          Информация о поэтах. Георгий Золотов – житель нашего села Марьино, автор стихов об Успенском районе, эти строки из стихотворения «Рассвет над Кубанью». А.Нарт-житель аула, в котором мы с вами находимся. Он часто печатается в газете «Рассвет». Его стихи тоже о любви к своей стороне.

-          Выполните синтаксический разбор последнего предложения (1 ученик у доски, все в тетради).

Пусть всегда обходят горе , беды

Каждый метр завещанной земли! (Побудительное., восклицательное., простое, распространенное, с однородными подлежащими). [  ]!

-          Итак  «пусть»-частица, что же это за часть речи?

(выходит частица)

Осталась я – часть речи и частица,

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда глагол на службу призовет,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Все то, что кто-нибудь произнесет.

-          Эта частица (пусть) образует форму повелительного наклонения глагола.

-          В первом отрывке тоже есть частицы (не, бы) выделяются на мультимедиа.

Посмотрим, какую роль эти частицы играют в тексте?

( не – придает отрицание, бы образует форму условного наклонения глагола).

-          Итак, что мы узнали о частицах?

( служебные части речи, образуют форму слова).

-          Читаем правило на с. 164  и находим новую информацию о частицах. (вносят различные оттенки значения в предложении).

-          Читаем правило на мультимедиа.

-          Итак, все частицы можно разделить на два разряда

 

Формообразующие                                                      Смысловые выражают

бы(б)                                                                                                                            пусть(пускай)                                                            1.Отрицание (не,ни)

да, давай                                                                    2.Вопрос (ли, разве, неужели)

давайте                                                                      3.Восклицание (что за, как)самый                                                                        4.Указание (вот, вон)

более                                                                          5.Сомнение (вряд ли, едва ли)

менее                                                                           6.Уточнение (именно, как раз)

7.Ограничение (только, лишь, исключительно, почти)

8.Усиление (даже, и, ни, же, ведь, уж, все, все-таки, -то)

III.   Закрепление.

 

1.      Найдем частицы и определим их разряд в стихотворении «Частицы» (устно)

Частицы.

-          Мы,- промолвили частицы,-

Можем с каждым подружиться,

Выражаем утвержденье,

Отрицание,

Сомненье…

-          Я всегда,- сказала НЕ,-

Не люблю, что НЕ по мне.

Заявляю, НЕ нужна

Людям новая война.

-          Именно,-сказала ПУСТЬ,-

К этому и я  стремлюсь:

ПУСТЬ на свете больше будет

Тех, кто мир приносит людям!

-          Эту мысль,- вмешалась ДА,-

Подтверждаю я всегда…

Да здравствуют дети

И мир на всей планете.

А. Тетивкин.

2.      Работа с текстом. (3 варианта).

1 вариант. Вставить буквы, раскрыть скобки, найти частицы, указать их разряд.

Тесно спл…лись на Кубани две культуры: горская и казачья. В XIX веке даже Кавказ(с,ск)ая война (не) мешала адыгам пр…езжать в станицы на ярмарки. Только з…канчивалась торговля, г…стей усаживали за праз…ничные столы. Подружившись, казаки и горцы ст…новились кунаками, почти родственниками. Именно такое общение …ближало народы, способствовало установлению надежн…го мира, исключительно добрых отношений.

2 вариант. Найти частицы, указать их разряд.

Тесно сплелись на Кубани две культуры: горская и казачья. В XIX веке даже Кавказская война не мешала адыгам приезжать в станицы на ярмарки. Только заканчивалась торговля, гостей усаживали за праздничные столы. Подружившись, казаки и горцы становились кунаками, почти родственниками. Именно такое общение сближало народы, способствовало установлению надежного мира, исключительно добрых отношений.

3 вариант. Указать разряд выделенных частиц

Тесно сплелись на Кубани две культуры: горская и казачья. В XIX веке дажеКавказская война не мешала адыгам приезжать в станицы на ярмарки. Толькозаканчивалась торговля, гостей усаживали за праздничные столы. Подружившись, казаки и горцы становились кунаками, почти родственниками.Именно такое общение сближало народы, способствовало установлению надежного мира, исключительно добрых отношений.

(самопроверка по мультимедиа)

-          Объясняем орфограммы, находим частицы, определяем их роль в предложении.

О чем этот текст (о дружбе казаков и горцев)

 

 

-          Кто такие кунаки (подружившиеся мужчины, ставшие почти родственниками. В обязанности кунаков на Кавказе входила взаимная поддержка в разных жизненных ситуациях).

 

 

Найдите деепричастие и сделайте его морфемный разбор

 

Подружившись (Почему нет окончания? Неизменяемая часть речи. Какие еще части речи не изменяются? Наречие, сравнительная степень прилагательных, служебные части речи).

Исключительно

-          Найдите  в тексте частицы, в которых количество букв и звуков не совпадает (Только, именно, исключительно).

2.      Индивидуальные карточки (2-м первым выполнившим  задание)

Карточка 1.

Раскрыть скобки.

Друга на деньги (не) купишь. (Не) суйся в воду, (не) зная броду. (Не)помучишься,  (не)научишься2 . Правдивое слово (не)умирает.  (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей.

Карточка 2.

Раскрыть скобки.

Еще (не) отправленное письмо; (не) легко, а трудно, (не) рассказанная история; (не) интересный фильм; работа  (не) выполнена; (не) написанное2 вовремя сочинение; (не) известный герой.

IV.     Творческая работа.

Придумайте предложение или текст ( можно в стихах), используя частицы на тему

« Пусть  будет мир на всей планете!»  (1 ученик у доски).

-          Давайте мир беречь на всей планете!

Ведь это здорово, когда смеются дети ,

И матери не плачут по ночам,

И солнышко бежит по небесам.

 

-          Если бы люди всей земли смогли бы договориться не воевать, не убивать, а жить в мире и согласии, как здорово было бы.

-          Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

V.   Проверка   (3-4 устно) творческой работы.

VI.  Итог.  Что изучали?  Что такое частица? Какова их роль в тексте?  Выставление и комментирование оценок.

VII. Домашнее задание.

Выучить §62, выполнить упр.358 или написать сочинение-миниатюру на тему «Мы за мир на всей планете».

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.