logo

Tuesday 17th of July 2018

Главное меню

Авторизация




Рабочая программа по русскому языку (8-9 классы) БУП Печать

 

 

Краснодарский край, Успенский район, село Марьино,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 с. Марьино

муниципального образования Успенский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от  31.08.2015 года протокол № 1

Председатель ________Е.В.Шундеева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  русскому языку

Уровень образования  (класс) основное общее,  8-9 классы.

Количество часов   204 ч

Составители                    Кирейшина И.И.,   Малышева Т.М.

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования (базовый уровень) Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.– Москва «Просвещение», 2011.

I. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования (базовый уровень) Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089, программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.– Москва «Просвещение», 2011.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению куль- туры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в об­ществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной дея­тельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографи­ческий поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических сло­варей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информа­ционную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирова­ния, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие спо­собностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятель­ности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацелен­ностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую си­туацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лин­гвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);  регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, ос­мысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабаты­вать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

коммуникативные универсальные ученные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевоевзаимодействие со сверстниками и взрослыми; аде­кватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно из­лагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации ос­новные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятель­ности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его упот­ребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирова­ние навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использова­ние различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи се в соответствии с речевой ситуацией, нормами лите­ратурного языка и этическими нормами общения.

II. Общая характеристика учебного предмета/

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник, методические рекомендации к учебнику, дидактические материалы, диктанты по русскому языку.

Главная идея обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Обоснованность программы. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

III. Описание места учебного предмета , курса  в учебном плане.

Согласно учебному плану школы на изучение русского языка отводится

8 класс: 102 ч .( 3 ч. в неделю , 34 учебные недели)

9 класс:   102 ч .( 3 ч. в неделю , 34 учебные недели)

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

IV.  Содержание учебного предмета, курса.

8 класс

Функции русского языка в современном мире.

1

Повторение  пройденного  в 5-7 классах

8

Фонетика и графика. Орфография.

Морфемика и словообразование

Лексика и фразеология

Морфология. Самостоятельные части речи.

Морфология. Служебные части речи.

Р.Р. Строение текста. Стили речи.

Р.Р. Устное сочинение по картине Мешкова «Золотая осень в Карелии».

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Словосочетание

2

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам  главного слова ( глагольные, именные, наречные)

Простое предложение

4

Строение и грамматическое значение предложений.

Интонация простого предложения.

Логическое ударение.

Р.Р. Описание архитектурного памятника.

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

8

Способы выражения подлежащего.

Повторение изученного о сказуемом.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Р.Р.Подготовка к публицистическому сочинению об истории своей местности.

Р.Р.Публицистическое сочинение об истории своей местности.

Второстепенные члены предложения.

8

Повторение изученного о второстепенных членах предложения

Прямое и косвенное дополнение.

Несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

Виды обстоятельств по значению.

Сравнительный оборот. Знаки препинания при нем.

Р.Р.Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения.

Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения.

Простые односоставные предложения.

11

Группы односоставных предложений.

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения.

Неопределенно – личные предложения.

Обобщенно – личные предложения.

Безличные предложения.

Р.Р Контрольное .изложение (упр.249)

Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения.

Обобщающий урок по теме «Группы односоставных предложений»

Тест по теме «Группы односоставных предложений»

Контрольный диктант по теме» Группы односоставных предложений»

Р.Р. Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения.

2

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

14

Повторение изученного об однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Однородные члены предложения, связанные соединительными союзами.

Однородные члены предложения, связанные противительными союзами.

Однородные члены предложения, связанные разделительными союзами.

Ряды однородных членов предложения.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении.

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

Закрепление по теме «Однородные члены предложения»

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему «Одна из достопримечательностей нашего села»

Р.Р. Сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего села»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

Обособленные члены предложения.

20

Понятие об обособлении.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных  определений

Обособление согласованных распространенных и  нераспространенных определений.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

Обособление несогласованных определений.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

Обособление согласованных приложений.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

Обобщение изученного по теме.

Обособление обстоятельств.

Р.Р. Подготовка к  контрольному сочинению – рассуждению  на морально – этическую тему.

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение на морально – этическую тему.

Обособление обстоятельств, выраженных  одиночными деепричастиями

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.

Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

Обособление уточняющих членов предложения.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Урок – зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

Обращения, вводные слова и  междометия

11

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение.

Выделительные знаки препинания при обращениях.

Вводные слова и знаки препинания при них.

Вводные предложения и знаки препинания при них.

Вставные конструкции.

Междометия в предложении

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению  публицистического характера на тему о пользе чтения.

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение публицистического характера о пользе чтения.

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Прямая и косвенная речь

7

Предложения с прямой речью

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Предложения с  косвенной  речью. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты и знаки препинания при цитировании.

Обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь».

Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

6

Р.р. Контрольное изложение.

Повторение  изученного о словосочетании, виды простых предложений, однородные члены предложения

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

Прямая и косвенная речь.

Прямая речь и диалог.

Повторение изученного об обособленных членах предложения

 

 

 

9 класс.

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах

9

Фонетика

Лексика и фразеология

Морфемика. Словообразование.

Морфология.

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Р/Р Анализ текста, его стиля, средств связи его частей

Контрольный диктант по повторению

Анализ контрольного диктанта.

Р/Р Изложение о роли книг в жизни человека

Сложное предложение. Культура речи.

Сложные предложения

1

Союзные сложные предложения

4

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Виды союзных предложений

Р/Р Конспект.

Р/Р Способы сжатия изложения.

Сложносочиненные предложения

10

Сложносочиненное предложение и его особенности.

Сложносочиненные предложения, их основные группы по значению и союзам

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Пунктуация сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений.

Авторское употребление знаков препинания.

Р/Р Рецензия.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение».

Р/Р Подготовка к сочинению.

Р/Р Контрольное сочинение –рецензия на лит. произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения

33

Главное и придаточные предложения.

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Союзы и союзные слова.

Указательные слова в главном предложении.

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Способы присоединения придаточных определительных к главному.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Способы присоединения придаточных изъяснительных к главному.

Р/Р Подготовка к сочинению.

Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение о природе родного края.

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Придаточные предложения образа действия и степени.

Придаточные предложения места.

Придаточные предложения времени.

Придаточные предложения условия, причины.

Придаточные предложения цели.

Придаточные предложения сравнительные.

Придаточные предложения уступительные.

Придаточные предложения следствия.

Придаточные предложения присоединительные.

Р/Р Академическое красноречие.

Р/Р Сообщение на лингвистическую тему.

Проверочная работа по тексту администрации.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Р/Р Подготовка к изложению.

Р/Р Контрольное изложение о пользе знаний.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений.

Комплексный анализ текста.

Р/Р Деловые документы. Автобиография. Заявление.

Бессоюзные сложные предложения

10

Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Р/Р Реферат.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Комплексный анализ текста.

Контрольная работа с грамматическим заданием по бессоюзному сложному предложению.

Сложные  предложения с различными видами связи

7

Сложноподчиненные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Р/Р Подготовка к изложению.

Р/Р Изложение на морально-этическую тему.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и и общим второстепенным членом.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и и придаточным предложением.

Сочетание знаков препинания в предложениях с различными видами связи.

Повторение темы «Сложноподчиненные предложения с различными видами связи».

5

Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?».

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи.

Авторские знаки препинания.

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения с различными видами связи».

Анализ контрольного диктанта «Сложноподчиненные предложения с различными видами связи».

Общие сведения о языке

3

Роль языка в жизни общества.

Русский язык – первоэлемент великой русской культуры.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

11

Фонетика. Графика. Орфография.

Лексика. Фразеология. Орфография.

Морфемика. Словообразование.

Морфология. Склоняемые части речи.

Глагол.

Причастие. Деепричастие.

Наречие. Категория состояния.

Служебные части речи.

Синтаксис простого предложения.

Пунктуация простого предложения.

Р/Р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

Употребление знаков препинания

8

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

Запятая. Точка с запятой.

Двоеточие.

Тире.

Скобки.

Кавычки.

Комплексный анализ текста

Итоговый тест.

V. Тематическое планирование.


№п/п

8  класс.

Часы

Содержание

1.

Функции русского языка в современном мире.

1

Выявление функций русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; выразительности русского языка.

Повторение  пройденного  в 5-7 классах

8

Повторение орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

2.

Фонетика и графика. Орфография.

1

3.

Морфемика и словообразование

1

4.

Лексика и фразеология

1

5.

Морфология. Самостоятельные части речи.

1

6.

Морфология. Служебные части речи.

1

7.

Р.Р. Строение текста. Стили речи.

1

8.

Р.Р. Устное сочинение по картине Мешкова «Золотая осень в Карелии».

1

9.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

Словосочетание

2

Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение  как единица синтаксиса.

Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.

Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

10.

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

1

11.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам  главного слова ( глагольные, именные, наречные)

1

Простое предложение

4

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

12.

Строение и грамматическое значение предложений.

1

13.

Интонация простого предложения.

1

14.

Логическое ударение.

1

15.

Р.Р. Описание архитектурного памятника.

1

Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

8

I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

16.

Способы выражения подлежащего.

1

17.

Повторение изученного о сказуемом.

1

18.

Составное глагольное сказуемое.

1

19.

Составное именное сказуемое.

1

20.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

21.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

1

22.

Р.Р.Подготовка к публицистическому сочинению об истории своей местности.

1

23.

Р.Р.Публицистическое сочинение об истории своей местности.

1

Второстепенные члены предложения.

8

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

24.

Повторение изученного о второстепенных членах предложения

1

25.

Прямое и косвенное дополнение.

1

26.

Несогласованное определение.

1

27.

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

1

28.

Виды обстоятельств по значению.

1

29.

Сравнительный оборот. Знаки препинания при нем.

1

30.

Р.Р.Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения.

1

31.

Р.Р. Контрольное изложение с элементами сочинения.

1

Простые односоставные предложения.

11

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.

32.

Группы односоставных предложений.

1

33.

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения.

1

34.

Неопределенно – личные предложения.

1

35.

Обобщенно – личные предложения.

1

36.

Безличные предложения.

1

37.

Р.Р Контрольное .изложение (упр.249)

1

38.

Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения.

1

39.

Обобщающий урок по теме «Группы односоставных предложений»

1

40.

Тест по теме «Группы односоставных предложений»

1

41.

Контрольный диктант по теме» Группы односоставных предложений»

1

42.

Р.Р. Рассказ на свободную тему.

1

Неполные предложения.

2

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

43.

Понятие о неполных предложениях.

1

44.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

1

Однородные члены предложения

14

I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

45.

Повторение изученного об однородных членах предложения.

1

46.

Однородные и неоднородные определения.

1

47.

Однородные члены предложения, связанные соединительными союзами.

1

48.

Однородные члены предложения, связанные противительными союзами.

1

49.

Однородные члены предложения, связанные разделительными союзами.

1

50.

Ряды однородных членов предложения.

1

51.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.

1

52.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

53.

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении.

1

54.

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

55.

Закрепление по теме «Однородные члены предложения»

1

56.

Р.Р. Подготовка к сочинению на тему «Одна из достопримечательностей нашего села»

1

57.

Р.Р. Сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего села»

1

58.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения»

1

Обособленные члены предложения

20

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

59.

Понятие об обособлении

1

60.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных  определений

1

61.

Обособление согласованных распространенных и  нераспространенных определений.

1

62.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком.

1

63.

Обособление несогласованных определений.

1

64.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

65.

Обособление согласованных приложений.

1

66.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.

1

67

Обобщение изученного по теме.

1

68.

Обособление обстоятельств.

1

69.

Р.Р. Подготовка к  контрольному сочинению – рассуждению  на морально – этическую тему.

1

70

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение на морально – этическую тему.

1

71.

Обособление обстоятельств, выраженных  одиночными деепричастиями

1

72.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

1

73.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения.

1

74.

Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами».

1

75.

Обособление уточняющих членов предложения.

1

76.

Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

77.

Урок – зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

1

78.

Контрольный диктант по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

1

Обращения, вводные слова и  междометия

11

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

79.

Повторение изученного об обращении.

1

80.

Распространенное обращение.

1

81.

Выделительные знаки препинания при обращениях.

1

82.

Вводные слова и знаки препинания при них.

1

83.

Вводные предложения и знаки препинания при них.

1

84.

Вставные конструкции.

1

85.

Междометия в предложении

1

86.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях.

1

87.

Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению – рассуждению  публицистического характера на тему о пользе чтения.

1

88.

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение публицистического характера о пользе чтения.

1

89.

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1

Прямая и косвенная речь

7

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

90.

Предложения с прямой речью

1

91.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

92.

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

93.

Предложения с  косвенной  речью. Замена прямой речи косвенной.

1

94.

Цитаты и знаки препинания при цитировании.

1

95.

Обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь».

1

96.

Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц.

1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

6

Повторение  изученного о словосочетании, виды простых предложений, однородные члены предложения

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

Прямая и косвенная речь.

Прямая речь и диалог.

Повторение изученного об обособленных членах предложения.

97.

Р.р. Контрольное изложение.

1

98.

Повторение  изученного о словосочетании, виды простых предложений, однородные члены предложения

1

99.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

1

100.

Прямая и косвенная речь.

1

101.

Прямая речь и диалог.

1

102.

Повторение изученного об обособленных членах предложения.

1

 

9 класс.

Раздел, тема.

часы

содержание

1

Международное значение русского языка

1

Выявление функций русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; выразительности русского языка.

Повторение пройденного в 5-8 классах

9

Повторение орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

2

Фонетика

1

Повторение понятий лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, основных единиц синтаксиса. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст.

Повторение пройденного материала о словосочетании в 8 классе. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

3

Лексика и фразеология

1

4

Морфемика. Словообразование.

1

5

Морфология.

1

6

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1

7

8

Р/Р Анализ текста, его стиля, средств связи его частей

Контрольный диктант по повторению

1

1

9

Анализ контрольного диктанта.

1

10

Р/Р Изложение о роли книг в жизни человека

1

Сложное предложение. Культура речи.

Определение  сложных предложений с разными смысловыми отношениями между их частями

Разграничение и сопоставление разных видов сложных предложений (бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные), определение средств синтаксической связи между частями сложного предложения

11

Сложные предложения

1

Союзные сложные предложения

4

12

Союзные и бессоюзные сложные предлжения.

1

13

Виды союзных предложений

1

14

Р/Р Конспект.

1

15

Р/Р Способы сжатия изложения.

1

Сложносочиненные предложения

10

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Понимание смысловых отношенияй между частями сложносочиненного предложения, определяют средства их выражения, составляют схемы сложносочиненных предложений. Моделирование сложносочиненных предложений по заданным схемам, замена сложносочиненных предложений синонимическими сложноподчиненными и употребление их в речи

Оценивание правильности построения сложносочинённых предложений, исправление нарушения синтаксических норм построения сложносочиненных предложений

Наблюдение за особенностями использования сложносочиненных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественном тексте. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.  Авторское употребление знаков препинания.   Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.   Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

16

Сложносочиненное предложение и его особенности.

1

17

Сложносочиненные предложения, их основные группы по значению и союзам

1

18

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

19

Пунктуация сложносочиненного предложения.

1

20

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений.

1

21

Авторское употребление знаков препинания.

1

22

Р/Р Рецензия.

1

23

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение».

1

24

Р/Р Подготовка к сочинению.

1

25

Р/Р Контрольное сочинение –рецензия на лит. произведение, спектакль, кинофильм.

1

Сложноподчиненные предложения

33

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Понимание смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения, определение средств их выражения

Составление схем сложноподчиненных предложений с одной или несколькими придаточными частями

Распознавание  и разграничивание видов сложноподчиненных предложений с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели)

Моделирование по заданным схемам и употребление в речи сложноподчиненных предложений разных видов, использование синтаксических синонимов сложноподчиненных предложений

Анализ а характеристика синтаксической структуры сложноподчиненных предложений с одной и несколькими придаточными частями, смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения

Оценивание правильности построения сложноподчиненных предложений разных видов, исправление нарушения построения сложноподчиненных предложений

Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в текстах разных стилей и жанров

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

26

Главное и придаточные предложения.

1

27

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Союзы и союзные слова.

1

28

Указательные слова в главном предложении.

1

29

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1

30

Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

1

31

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

1

32

Способы присоединения придаточных определительных к главному.

1

33

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

1

34

Способы присоединения придаточных изъяснительных к главному.

1

35

Р/Р Подготовка к сочинению.

1

36

Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение о природе родного края.

1

37

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

1

38

Придаточные предложения образа действия и степени.

1

39

Придаточные предложения места.

1

40

Придаточные предложения времени.

1

41

Придаточные предложения условия, причины.

1

42

Придаточные предложения цели.

1

43

Придаточные предложения сравнительные.

1

44

Придаточные предложения уступительные.

1

45

Придаточные предложения следствия.

1

46

Придаточные предложения присоединительные.

1

47

Р/Р Академическое красноречие.

1

48

Р/Р Сообщение на лингвистическую тему.

1

49

Проверочная работа по тексту администрации.

1

50

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

1

51

Р/Р Подготовка к изложению.

1

52

Р/Р Контрольное изложение о пользе знаний.

1

53

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

1

54

Виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

1

55

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.

1

56

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений.

1

57

Комплексный анализ текста.

1

58

Р/Р Деловые документы. Автобиография. Заявление.

1

Бессоюзные сложные предложения

10

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

59

Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

1

60

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.

1

61

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

62

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

63

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

64

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

65

Р/Р Реферат.

1

66

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

67

Комплексный анализ текста.

1

68

Контрольная работа  с грамматическим заданием по бессоюзному сложному предложению.

1

Сложные  предложения с различными видами связи

7

Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

69

Сложноподчиненные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

1

70

Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

71

Р/Р Подготовка к изложению.

1

72

Р/Р Изложение на морально-этическую тему.

1

73

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и и общим второстепенным членом.

1

74

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом и и придаточным предложением.

1

75

Сочетание знаков препинания в предложениях с различными видами связи.

1

76

Р/Р Контрольное сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю храбрость?».

1

77

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи.

1

78

Авторские знаки препинания.

1

79

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения с различными видами связи».

1

80

Анализ контрольного диктанта «Сложноподчиненные предложения с различными видами связи».

1

Общие сведения о языке

3

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

81

Роль языка в жизни общества.

1

82

Русский язык – первоэлемент великой русской культуры.

1

83

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

11

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

84

Фонетика. Графика. Орфография.

1

85

Лексика. Фразеология. Орфография.

1

86

Морфемика. Словообразование.

1

87

Морфология. Склоняемые части речи.

1

88

Глагол.

1

89

Причастие. Деепричастие.

1

90

Наречие. Категория состояния.

1

91

Служебные части речи.

1

92

Синтаксис простого предложения.

1

93

Пунктуация простого предложения.

1

94

Р/Р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1

Употребление знаков препинания

8

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

Запятая. Точка с запятой.

Двоеточие.

Тире.

Скобки.

Кавычки.

Комплексный анализ текста.

95

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1

96

Запятая. Точка с запятой.

1

97

Двоеточие.

1

98

Тире.

1

99

Скобки.

1

100

Кавычки.

1

101

Комплексный анализ текста.

1

102

Итоговый тест за курс 9 класса.

1

6. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Основная литература:

1. Учебник. «Русский язык. 8 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва, «Просвещение», 2013 год.

2. Учебник. «Русский язык. 9 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва, «Просвещение», 2012 год.

3. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

4. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Дополнительная литература

Словари и справочники:

  1. М.Т. Баранов. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение,1984-1993г.г.
  2. Е.А. Левашов. Словарь прилагательных от географических названий. – М.: Русский язык, -1986г.
  3. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975, 1991г.
  4. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, - 1978.
  5. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, - 1981.
  6. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, - 1986,1989,1994г.
  7. И.С. Лапатухин и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, - 1981.
  8. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка в 4 т. – М.: Прогресс, - 1986г.
  9. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, - 1984.
  10. В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, - 1983, 1990г.
  11. И.В. Лехин. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык,1979,1989.
  12. С.М. Локшина. Краткий словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, - 1985.
  13. В.В. Розанов. Краткий толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, - 1990.
  14. В.В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т.: М., Русский язык, - 1989.
  15. Д.Э. Розенталь. Прописная или строчная? Словарь –справочник. М.: Русский язык, - 1989,1988
  16. Б.З. Букчина. Слитно или раздельно (опыт словаря – справочника), - М.: Русский язык, 1983.
  17. Д.Э Розенталь, М.И. Теленкова. Словарь – справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, - 1972, 1985.
  18. Д.Э. Розенталь, М.И. Теленкова. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык. – 1984, 1985.

Мультимедийные пособия

1. Диск «Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».

2. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий».

3. Диск «Тесты по орфографии. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

4. Диск «Тесты по пунктуации. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5…Изложения для 5-11 классов

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

http://www.lingling.ru- Лингвистика для школьников

http://www.ruscorpora.ru – Обучающий корпус Национального корпуса русского языка

http://www.stadiorum.ruscorpora.ru – Образовательный портал Национального корпуса русского языка

http://shool.keldysh.ru - Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя/ Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

учителей гуманитарного цикла СОШ № 12

от 27.08.2015 года № 1

___________    Кирейшина И.И.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     Ноздрина Т.И.

от 28.08. 2015 года

 

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.