logo

Wednesday 21st of November 2018

Главное меню

Авторизация




Главная Кубановедение Рабочая программа по кубановедению (1-4 классы)
Рабочая программа по кубановедению (1-4 классы) Печать

1 Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы  «Кубановедение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2014 г.

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, она соединя­ет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблемати­кой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и вос­питание гуманной, социально активной личности, относящейся ответ­ственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данная учебная дисциплина в системе общею развития учащихся призвана решать следующие задачи:

воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

- развитие экологического мышления, формирование эколог ической грамотности;

формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств лич­ности ребенка, толерантного отношения к людям разных национально­стей, вероисповеданий;

развитие креативности младшего школьника, способности к пози­тивному преобразованию окружающего мира.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Предмет призван активизировать, знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека и метрическом развитии, что необходимо учитывать при отборе материала. Важно научить младшего школьника объяснять различные явления окружающего мира, системати­зируя как непосредственный, так и «энциклопедический» опыт ребёнка. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и на вопрос «Почему он так устроен'?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину мира, историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать млад­ших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять личное отношение к событиям, значимым как для края и целом, так и для каждого  ребенка.

При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школь­ник узнает об особенностях природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники больше узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях их родного города, станицы, хутора, аула, о многонациональном на селении Кубани, знакомятся с уст­ным народным творчеством, бытом своих предков.

Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способ­ности младших школьников в ходе грамотно организованной коллектив­но-распределительной деятельности. Для более успешного усвоения ма­териала учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий,  художественный музеи, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить нако­пление чувственного, эмоц2ионального опыта ребёнка. Общение с при­родой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально- чувственной сферы ребёнка должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свой край и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.

Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, ис­пользование интернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализи­ровать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.

Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобрази­тельное искусство», «Технология». Рекомендуемая последовательность изучения курса позволяет создать необходимые условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальней­шем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения по­священо изучению того, что ближе всего ребёнку 6 - 7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащегося, обращение к его пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка - всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - прин­ципу природосообразности. Второй год обучения - изучение своего населённого пункта, его географического положения, растительного и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жите­лей своего города, района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Чет­вёртый год посвящён изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.

В программе указано распределение часов по разделам, которое явля­ется примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется учителем в соответ­ствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образо­вательной среды ОУ.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУСОШ №12 с. Марьино муниципального образования Успенский район  на изучение учебного предмета «Кубановедение» отводится 1 ч в  неделю, всего  — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе -33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год (при 1 ч в неделю)

Таблица тематического распределения количества часов

1 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская

программа

Рабочая программа

1

Введение

Мой родной край.

1

1

2

Я и моя семья

8

8

3

Я и моя школа

7

7

4

Я и мои родные места

9

9

5

Я и природа

8

8

Проектные работы

3

3

Итого:

33

33

 

2 класс

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская  программа

Рабочая

программа

1.

Введение. Символика района (города), в котором я живу

1

1

2.

Природа моей местности

13

2.1

Формы земной поверхности. Водоёмы

4

2.2

Растительный и животный мир

9

3.

Населённые пункты

7

7

4.

Труд и быт моих земляков

13

4.1

Особенности казачьего быта

4

4.2

Родственные связи в семье, уклад семьи

9

Проектные работы

3

3

Итого

34

34

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская  программа

Рабочая программа

1

Введение. «Изучаем родной край»

1

1

2

«Нет в мире краше Родины нашей»

11

11

3

Без прошлого нет настоящего

10

10

4

Казачьему роду нет переводу

12

12

Проектные работы

3

3

Итого:

34

34

3 класс

4 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская

программа

Рабочая программа

1.

Введение. Краснодарский край на карте России.

1

1

2.

Береги землю родимую, как мать любимую.

11

11

3.

Земля отцов – моя земля.

13

3.1

Историческое прошлое Кубани

9 ч

3.2

Админи­стративная карта Краснодарского края

4 ч

4.

Жизнь дана на добрые дела.

9

9

Проектные работы

3

3

Итого:

34

34

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем мире.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предметного курса.

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов;
  • воспитательного эффекта.

Воспитательные результаты распределяются по трём  уровням:

  • первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний;
  • второй уровень результатов предполагает  получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения  к базовым ценностям и культурному наследию.
  • третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта  самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами ;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, за свою семью;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование личностного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла изучения малой родины;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
  • наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными  результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской  деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
  • использование различных способов поиска сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
  • активное использование  речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • аргументация свое точки зрения и оценка событий;
  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
  • освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.

6.Содержание учебного предмета.

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1час)

Раздел 1. Я и моя семья (8 часов)

Будем знакомы! Кто я? Какой я?  Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечение членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

Раздел 2. Я и моя школа  (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники.  Правила  школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов).

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (8 часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

2 класс (34 часа)

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).

Раздел 1. Природа моей местности (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 1: «Уж небо осенью дышало».

Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, услов­ные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила пове­дения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Куль­турные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая по­мощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей мест­ности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Раздел 2. Населённые пункты (7 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».

Населённые пункты моего района. История образования города (райо­на). Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхож­дение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Истори­ческие и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».

Земляки - жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ре­мёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в на­селённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.

Творческий проект «Труд в моей семье».

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

«Здравствуй, лето!».

3 класс (34 часа)

Введение. «Изучаем родной край» (1 час).

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, плавни, лиманы). Солены и пресные водоемы Краснодарского края. Типы почв, распространенные на территории Краснодарского края. Черноземы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели.его охрана. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

Прошлое и настояшее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея.

Исследовательский проект «Без прошлого нетнастоящего».

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. История моей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и

рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

Проектная работа « Казачьему роду нет переводу».

4 класс (34 часа)

Введение. Краснодарский край на карте России (1 час).

Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (11 часов).

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств  Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Раздел 2. Земля отцов – моя земля (13 часов).

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом.  Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.

Проектная работа «Земля отцов – моя земля».

Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (9 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.

Проектная  работа  «Жизнь дана на добрые дела».

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

1 класс (33 часа)

Содержание (разделы, темы)

 

Количество часов

 

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

 

 

 

всего

 

 

 

Введение

 

1

 

 

 

Мой родной край.

 

 

 

1

 

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.

 

Я и моя семья

8

 

 

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

 

1

 

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рас­сказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

 

Любимые за­нятия.

 

2

 

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Моя семья.

 

1

 

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изо­бражать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семей­ных играх.

 

Обязанности и увлечения в нашей семье.

 

1

 

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять до­машние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различны­ми инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

 

Семейные тра­диции. Празд­ники, которые мы отмечаем вместе.

 

2

 

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстри­ровать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.

 

Творческий про­ект «Будем жить одной семьёй».

 

1

 

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анали­зировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.

 

Я и моя школа

7

 

 

Наша школа. Правила поведе­ния в школе.

 

1

 

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.

 

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

 

2

 

Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскур­сии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

 

Школьные поручения и обя­занности. Мой

режим дня.

 

1

 

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обо­сновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

Мои однокласс­ники. Правила школьной дружбы.

 

2

 

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной друж­бы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

 

Творческий про­ект «Мы такие разные, но так похожи».

 

1

 

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

 

Я и мои родные места

9

 

 

Главный город Краснодарского края.

 

1

 

Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

 

Достопримеча­тельности.

 

2

 

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об извест­ных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описы­вать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

 

Мой адрес. Ули­ца, на которой я живу.

 

1

 

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, ил­люстративный материал.

 

Правила пове-

 

2

 

Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать прави-

 

дения в обще-

 

 

 

Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. знаки дорожного движения. Классифи-

 

ственных ме-

 

 

 

знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила

 

стах, на улице,

 

 

 

виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с

 

в транспорте.

 

 

 

поведения в общественном транспорте. Сопоставлять нормами. Обсуждала правила перехода через дорогу в зависимости от вида

 

 

 

 

 

свое поведение с нормами.  Составлять план безопасного движения из дома в школу и об-

 

 

 

 

 

движения из дома в школу и обратно.

 

Труд жителей

 

2

 

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих род-

 

моего населён-

 

 

 

сии своих родных, рассказывать об особенности их ных,сказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы пред-

 

ного пункта.

 

 

 

деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуаль-

 

Труд моих

 

 

 

профессий. Обсуждать с одноклассниками тему бережного

 

родных.

 

 

 

отношения к чужому труду.

 

Исследователь-

 

1

 

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом

 

ский проект «Ка-

 

 

 

своем населенном пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказы-

 

кой я житель».

 

 

 

места, парки). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте.

 

 

 

 

 

Анализировать работу каждого участника

 

 

 

 

 

группы в соответствии с поставленной целью.

 

Я и природа

8

 

 

вокруг меня

 

 

Растения и жи-

 

2

 

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным ми-

 

вотные вокруг

 

 

 

животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во

 

меня. Что где

 

 

 

зировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. На-

 

растёт, кто где

 

 

 

Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них,

 

живёт.

 

 

 

иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об

 

 

 

 

 

Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

 

 

Забота о комнат­ных растениях и домашних животных.

 

2

 

Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слу­шать рассказ).

 

Красота при­роды моей мест­ности. Поэты, писатели, худож­ники о красоте родного края.

 

2

 

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.

 

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

 

2

 

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект приро­ды. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

 

3 класс

п/п

 

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

1.

Введение – 1ч

Изучаем родной край

Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины.

Нет в мире краше Родины нашей – 11ч.

2

Рельеф Краснодарского края: возвышенности,низменности, равнины, горы.

 

Характеризовать рельев Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

 

3

Природные явления.

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.

4

Стихийные бедствия.

 

5

Водоёмы Краснодарского края. Моря, лиманы, водохранилища

Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

6

Водоёмы Краснодарского края. Реки и озёра.

7

Виртуальная экскурсия по Большому Кавказскому заповеднику».

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие                «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространенные на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.

 

8

Разнообразие растительного мира в прошлом и настоящем

9

Разнообразие животного мира в прошлом и настоящем

10

Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации ( в том числе Интернете).

11

Красота окружающего мира: талантлтвые люди о нашем крае.

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

12

Проектная работа «Нет в мире краше Родины нашей»

Отвечать на вопросы, выполнять задание, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его

Без прошлого нет настоящего – 10ч.

13

Прошлое и настоящее «Лента времени»

 

Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».

 

14

Виртуальная экскурсия по городу Краснодару

15

Историческая карта, история на карте. Древние города.

Показывать на карте местоположение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал

16

Историческая карта, история на карте.Переселение казаков на Кубань

Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать их историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.

 

17

Историческая карта, история на карте. Основание городов и станиц

18

С верою в сердце.

Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о святом или православном празднике), во имя которого освящён храм ( празднуется праздник) в своём городе (районе).

19

Символика Краснодарского края. История и современность.

Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.

20

Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.

 

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его онования, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.

21

Проектная работа «Без прошлого нет настоящего»

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

22

Презентация проекта «Без прошлого нет настоящего»

Казачьему роду нет переводу – 12ч.

История 8 ч.

23

Твоя родословная

 

Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать , генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».

24

Ты и твоё имя, имена в моей семье.

Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именами родных и друзей.

25

Из истории кубанских фамилий

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

26

Мама. Портрет твоей мамы

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.) Составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях- героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.

27

Твои земляки-труженики

 

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях.

28

Труженики нашего села.

29

Кубанские умельцы

Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие.

30

Умельцы нашего района.

Народные обычаи и традиции – 4 ч.

31

Народные обычаи и традиции

 

Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

32

Казачий фольклор

33

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу»

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его

34

Презентация проекта «Казачьему роду нет переводу»

Итого

34 ч

 

4 класс

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности (УУД).

Введение

1

Краснодарский край на карте России.

Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы и соседей Красно­дарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Береги землю родимую, как мать любимую.

11

Природные зоны Краснодарского края. Заочное путешествие.

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Природная зона нашей местности.

Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповед­ника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края.

Естественные и ис­кусственные водоёмы Краснодарского края.

Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Ана­лизировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению во­доёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очист­ке водоёмов.

Использование и охрана водоёмов.

Типы почв. Защита и охрана почв.

Характеризовать основные типы почв, распространенные в Красно­дарском крае. Показывать территорию их распространения на кар­че-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Крас­нодарского края стране. Анализировать различные меры, принимае­мые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ заметку в газету об охране и защи­те почв с иллюстрациями.

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описы­вать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

Полезные ископаемые Краснодарского края. Экскурсия.

Значение природных богатств Краснодар­ского края для жителей России.

Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пла­нировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргу- ментировать его.

Береги землю родимую, как мать любимую. Проектная работа.

Земля отцов – моя земля

Историческое прошлое Кубани

9 ч

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.

Исследовать и характеризовать исторические вещественные источни­ки. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исто­рического источника. Определять по карте Краснодарского края сто­янку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Древние жилища. Со­временный облик края.

Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох.

Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды раз­личных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Сопоставлять место проживания, географические особенности с ви­дом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельца­ми. Наблюдать за их работой и описывать её.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные наци­ональные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

Письменные источники.

Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источни­ков в будущем.

Устная история родного края.

Определять, каким образом отразились культурно-исторические тра­диции в устном народном творчестве.

Устная история родного края. Творческая работа.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

Админи­стративная карта Краснодарского края

4 ч

Современная админи­стративная карта Краснодарского края. Районы Краснодарскою края.

Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов.

Екатеринодар - Красно­дар. Краснодар - ад­министративный центр Краснодарского края.

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, ис­пользуя различные исторические источники. Характеризовать поня­тие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.

Земля отцов - моя земля.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письменный исторический источ­ник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Земля отцов - моя земля.

Проектная работа.

Жизнь дана на добрые дела

9

Просветители земли кубанской.

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.

Защитники Отечества.

Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фикси­ровать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков.

Проект «Книга славы».

Труженики полей.

Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных- селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Сопоставлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.

Радетели земли кубанской.

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассни­ков, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбо­ру: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках).

Наши земляки – гордость страны.

Ты – наследник земли отцов.

Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с цепями общества, в котором живёшь. Обозначать степень от­ветственности за сохранение культурно-исторического наследия.

Жизнь дана на добрые дела.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Плани­ровать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анали­зирован, картину художника, высказывать своё мнение и аргументи­ровать его.

Жизнь дана на добрые дела. Проектная работа.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Прим.

1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. 1.

 

Учебные пособия «Кубановедение» 1 - 4 класс

 

К

 

 

Еременко Е. Н.,ЗыгинаН. М., Шевченко Г. В. Кубановедение: Прак­тикум для 1 класса общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

 

 

Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В, Кубановедение: Прак­тикум для 2 класса общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2013.

 

 

Кубанская азбука / Сост. О. А. Хамцова. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

 

 

 

Мирук М. В., Еременко Е. Н., Науменко Т. А., Паскевич Н. Я. Куба­новедение: Учебное пособие для 3 класса общеобразоват. учреждений с электронным приложением. Краснодар: Перспективы образования, 2013.

 

 

Мирук М. В. и др. Кубановедение: Учебное пособие для 4 класса общеобразоват. учреждений с электронным приложением. Краснодар: Перспективы образования

 

 

Науменко Т. А., Матвеева Ю. А. Рабочая тетрадь по кубановедению: Учебное пособие для 3 класса общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2010.

 

 

Науменко Т, А., Матвеева Ю. А. Рабочая тетрадь по кубановедению: Учебное пособие для 4 класса общеобразоват. учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2010.

 

1.2.

 

Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)

 

П

 

 

Бодяев Ю. М. Символы Краснодарского края. Краснодар: Перспек­тивы образования, 2012.

 

 

Лотышев И. П., Сердечная В. В. Мой край родной. Путешествие по Кубани: Книга для чтения. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

 

1.3.

 

Справочная литература (справочники, энциклопедии)

 

II

 

1.4.

 

Методические пособия для учителя

 

Д

 

2. Печатные пособия

 

2.1.

 

Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых

 

Д

 

2.2.

 

Географические карты региона, Российской Федерации

 

Д

 

2.3.

 

Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)

 

Ф

 

 

Кубановедение: Интерактивное учебное пособие. Краснодар: Пер­спективы образования, 2012.

 

 

 

 

3. Технические средства обучения

 

3.1.

 

Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц

 

Д

 

3.2.

 

Экспозиционный экран

 

Д

 

3.3.

 

Мультимедийный проектор

 

Д

 

3.4.

 

Компьютер

 

Д/Ф

 

3.5.

 

Сканер

 

Д

 

3.6.

 

Принтер

 

Д

 

3.7.

 

Ксерокс

 

Д

 

3.8.

 

Фотокамера цифровая

 

Д

 

3.9.

 

Видеокамера цифровая (по возможности)

 

Д

 

4. Игры и игрушки

 

4.1.

 

Наборы ролевых игр (например, «Семья»), игрушек и конструкторов (например, «Дом», «Одежда», «Школа» и др.)

 

П

 

4.2.

 

Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей

 

к

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУСОШ № 12

от 27.08. 2015 года № 1

___________        Лопатина Н.Е.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     Ноздрина Т.И.

28.08. 2015 года

 

 

 

Работает на Joomla!. Designed by: joomla 1.5 themes  Valid XHTML and CSS.