
№ п/п
|
Содержание
|
Стр.
|
1
|
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
|
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
5
|
1.1.1
|
Цели и задачи реализации ООП СОО
|
6
|
1.1.2
|
Принципы и подходы к формированию ООП СОО
|
6-8
|
1.2
|
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО
|
8-60
|
1.2.1
|
Общие положения
|
8
|
1.2.2
|
Структура планируемых результатов
|
8-9
|
1.2.3
|
Личностные результаты освоения ООП
|
9-11
|
1.2.4
|
Метапредметные результаты освоения ООП
|
11-13
|
1.2.5
|
Предметные результаты
|
|
1.2.5.1
|
Русский язык
|
13-16
|
1.2.5.2
|
Литература
|
16-18
|
1.2.5.3
|
Иностранный язык (английского языка)
|
18-22
|
1.2.5.4
|
История
|
22-24
|
1.2.5.5
|
Обществознание
|
24-28
|
1.2.5.6
|
География
|
28-30
|
1.2.5.7
|
Математика
|
30-36
|
1.2.5.8
|
Информатика
|
36-37
|
1.2.5.9
|
Физика
|
37-39
|
1.2.5.10
|
Биология
|
39-42
|
1.2.5.11
|
Химия
|
42-45
|
1.2.5.12
|
Экономика
|
45-50
|
1.2.5.13
|
Право
|
50-52
|
1.2.5.14
|
Физическая культура
|
52
|
1.2.5.15
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
53-58
|
1.2.5.16
|
Астрономия
|
58-59
|
1.2.5.17
|
Элективные курсы
|
59-60
|
1.2.5.18
|
Индивидуальный проект
|
60
|
1.3
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО
|
60-66
|
1.3.1
|
Общие положения
|
60-62
|
1.3.2
|
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.
|
62-63
|
1.3.3
|
Организация и содержание оценочных процедур
|
63-66
|
2
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
|
|
2.1
|
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
|
66-76
|
2.1.1
|
Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
|
66-67
|
2.1.2
|
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательной деятельности
|
67-68
|
2.1.3
|
Типовые задачи применения универсальных учебных действий
|
68-71
|
2.1.4
|
Описание особенностей исследовательской и проектной деятельности обучающихся
|
71
|
2.1.5
|
Описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности
|
71-72
|
2.1.6
|
Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности
|
72-73
|
2.1.7
|
Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
|
73-74
|
2.1.8
|
Методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
|
74-76
|
2.2
|
Программы отдельных учебных предметов, курсов
|
76-156
|
2.2.1
|
Русский язык
|
77-83
|
2.2.2
|
Литература
|
83-95
|
2.2.3
|
Иностранный язык (английского языка)
|
95-98
|
2.2.4
|
История
|
98-115
|
2.2.5
|
Обществознание
|
115-117
|
2.2.6
|
География
|
118-120
|
2.2.7
|
Математика
|
120-124
|
2.2.8
|
Информатика
|
124-130
|
2.2.9
|
Физика
|
130-133
|
2.2.10
|
Биология
|
133-138
|
2.2.11
|
Химия
|
138-148
|
2.2.12
|
Экономика
|
148
|
2.2.13
|
Право
|
149-150
|
2.2.14
|
Физическая культура
|
150-151
|
2.2.15
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
151-153
|
2.2.16
|
Астрономия
|
153-156
|
2.3
|
Программа воспитания и социализации
|
|
2.3.1
|
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе
|
156-157
|
2.3.2
|
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
|
157-158
|
2.3.3
|
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
|
158-162
|
2.3.4
|
Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся
|
162
|
2.3.5
|
Описание форм и методов организации социальнозначимой деятельности обучающихся
|
162-163
|
2.3.6
|
Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов
|
163-164
|
2.3.7
|
Описание методов и форм профессиональной ориентации в МБОУСОШ № 1
|
164-165
|
2.3.8
|
Описание методов и форм формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогахсоциально-значимой деятельности
|
165-166
|
2.3.9
|
Описание форм и методрв повышения педагогической культуры родителей (зконных представителей) обучающихся
|
166-167
|
2.3.10
|
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
|
167-169
|
2.3.11
|
Критерии, показатели эффективности деятельности школы в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
|
169-171
|
2.4
|
Программа коррекционной работы
|
|
2.4.1
|
Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования
|
171-172
|
2.4.2
|
Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы среднего общего образования
|
172-174
|
2.4.3
|
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы среднего общего образования
|
174-176
|
2.4.4
|
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
|
176-177
|
2.4.5
|
Планируемые результаты коррекционной работы
|
177-178
|
3
|
Организационный раздел
|
|
3.1
|
Учебный план МБОУСОШ № 1 среднего общего образования
|
179-180
|
3.2
|
План внеурочной деятельности
|
181-184
|
3.3
|
Система условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования
|
184
|
3.3.1
|
Описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических
|
184
|
3.3.1.1
|
Требования к кадровым условиям реализации ООП СОО
|
184-189
|
3.3.1.2
|
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
|
189-190
|
3.3.1.3
|
Финансово-экономические условия реализации ООП СОО
|
190-191
|
3.3.1.4
|
Материально-технические условия реализации ООП СОО
|
191-195
|
3.3.1.5
|
Информационно-методические условия реализации ООП СОО
|
195-196
|
3.4
|
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
|
|
3.4.1
|
Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
|
196-198
|
3.4.2.
|
Контроль состояния системы условий
|
198-200
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
- достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
Достижение поставленных целей при реализации основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
- обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);
- обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
- обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
- развитие государственно-общественного управления в образовании;
-формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы среднего общего образования
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
– построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа формируется на основе системно- деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования МБОУСОШ № 12, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных представителей)); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
- с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
- с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
- с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально - проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
- с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функ-
ций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Основная образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности, в том числе через развитие органов государственно-общественного управления.
Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.
Общая характеристика основной образовательной программы
Основная образовательная программа среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации1, Конвенции ООН о правах ребенка2, учитывает региональные потребности, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений–40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, внеурочная деятельность.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы среднего общего образования
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Система внеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве школы; систему воспитательных мероприятий.
|